Бизнес в регионах: что делать при текущей конъюнктуре?

07.05.2014

В конце апреля аналитический центр и журнал «Эксперт-Урал» совместно с УБРиР провели в Тюмени круглый стол «Стратегии управления бизнесом в современных условиях». На нем обсуждался текущий деловой и социально-экономический климат в стране и в регионе, а также возможные пути развития бизнеса с его учетом.

Круглый стол, состоявшийся в Западно-сибирском инновационном центре, поддержали первые лица региона, в том числе отвечающие за поддержку бизнеса: правительство Тюменской области, департамент инвестиционной политики и государственной поддержи предпринимательства Тюменской области, Тюменское региональное отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Торгово-промышленная палата Тюменской области. Спикером от УБРиР выступил начальник управления внешних продаж Департамента по работе с корпоративными клиентами банка Евгений Любимов.

В качестве вступления к круглому столу обсуждалась общая макроэкономическая ситуация. По предварительным данным, темпы роста экономики страны в первом квартале 2014 года существенно замедлились и не превысили 1%. Дальнейшие прогнозы Министерства финансов — нулевой рост во втором-третьем кварталах 2014 года. Помимо этого, Минэкономики говорит о понижении роста ВВП на 2014 год с 2,5 до 0,5%. На большинстве предприятий наблюдается замедление инвестиционной активности.

Бизнес в регионах. Тюмень 2014 2 (690x386, JPG)

Что делать в этой ситуации регионам, как в подобных условиях работать российским компаниям и какие стратегии использовать? Именно на эти вопросы и попытались найти ответы участники состоявшейся дискуссии.

По словам заместителя директора департамента инвестиционной политики и государственной поддержки Тюменской области Леонида Остроумова, ситуация в области на фоне общероссийского снижения темпов выглядит более чем оптимистично. Итог 2013 года — 34%-ый рост инвестиций в основной капитал — третий показатель среди российских регионов. Общий индекс промышленного производства установился на отметке в 16%. Правительство области ведет активную работу по привлечению инвесторов на территорию региона, результат этих действий уже заметен. В планах открытие пятнадцати новых промышленных предприятий, на которых будут созданы порядка сорока тысяч рабочих мест.

— Понимаем, что заданный нами уровень достаточно высок и для того, чтобы продолжать расти надо не просто идти, а бежать, — утверждает Леонид Остроумов. — Дальнейшие направления развития области, мы видим, во-первых, в продолжении повышения инвестиционной привлекательности и максимальном сокращении процедур, которые связаны с хозяйственным администрированием. Во-вторых, в финансовой поддержке бизнеса в рамках специально разработанных программ — компенсация части процентов по кредитным договорам, лизинговым платежам и пр.

Бизнес в регионах. Тюмень 2014 3 (690x395, JPG)

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Тюменской области, председатель Тюменского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Лариса Невидайло согласилась с позицией Леонида Остроумова:

— Ситуация с бизнесом в регионе достаточно хороша, но на российском уровне есть определенные проблемы. В экономике преобладает торговля, а не производство. Накладывает негативный отпечаток избыточный контроль со стороны различных госструктур и высокие ставки по налогам. Приоритетом государственной политики сегодня является социальная поддержка населения, а не стимулирование самостоятельной и частной инициативы, что приводит к вырождению активности и иждивенческим настроениям в обществе.

С точки зрения председателя Тюменского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»Эдуарда Омарова, сегодняшнему бизнесу не хватает хорошего лобби и отстаивания интересов в Государственной думе.

По его мнению, все принятые за последние пять лет законы не улучшили положение малого бизнеса:

— Пока на уровне федерации не будет изменено отношение к предпринимательству, ничего кардинально не исправится. Усилия региональных властей, конечно, важны, но их мало. Всю задачу надо свести не просто к пропаганде ведения бизнеса, а приходу на рынке тех, кто реально может быть предпринимателем и работать в новых, подчас непростых, условиях.

Про стратегии ведения бизнеса в этих нелегких условиях и тому как «выжить» несмотря на трудности, на круглом столе говорили многие представители компаний. Комплексное мнение озвучил генеральный директор ЗАО «АйТиПартнер» Андрей Лямин:

— Компания на протяжении нескольких лет работает в сфере IT-бизнеса в розничном и корпоративном сегментах. На массовом рынке сегодня наблюдается падение потребления продуктов, начиная от тех, что создает IT отрасль, заканчивая обычными продуктами питания. Падение ощущают все — и крупный производственный бизнес, и средний, и малый. Плюс в том, что на тему кризиса и ведения бизнеса написано достаточно много книг и на основе этих знаний есть понимание, как надо поступать. Во многих случаях можно обойтись созданием нового формата магазинов или возможностью сочетания розничных и он-лайн продаж. Главная проблема в другом — необходимы дополнительные инвестиции для развития. Что касается банковских заемных средств, то текущий уровень ставок и высокие требования к обеспечению, существенно отличаются от европейских и  ограничивают возможности для маневра предпринимателей. На таких условиях мало кто будет работать.

Бизнес в регионах. Тюмень 2014 4 (690x460, JPG)

Использование новых финансовых инструментов для выхода бизнеса из кризиса предложил начальник управления внешних продаж департамента по работе с корпоративными клиентами Уральского банка реконструкции и развития Евгений Любимов. По его мнению, одной из эффективных мер нивелирования экономического спада является оптимизация расходов предприятий по затратам на закупку нового оборудования, перечисление налогов и других обязательных платежей, на оплату услуг банков.

— Вариантов может быть несколько, но самые актуальные — банковская гарантия возмещения НДС, а также прямой и возвратный лизинг, — рассказывает Евгений Любимов. — Кроме того, в период кризиса необходимо не только умело обращаться с расходной частью, но и использовать инструменты для увеличения доходов предприятия, например такие как, банковские депозиты.

По итогам дискуссии участники договорились продолжить диалог и попытаться совместными усилиями власти, бизнеса и банков найти новые методы и инструменты для эффективного ведения бизнеса. Организаторы мероприятия поддержали эту идею и планируют развивать и отслеживать тему далее.

Офисы
и банкоматы
Связаться
с банком
Меню Чат Интернет-
банк

Ваш город Екатеринбург?
От выбранного города зависят предложения банка.