Бурное развитие технологий удаленного обслуживания открывает перед банками возможности более эффективного управления издержками, и как следствие, поможет менее болезненно пережить этап спада, считает президент УБРиР Антон Соловьев.
— Дефицит ликвидности, шоковое изменение ставок, ухудшение качества обслуживания кредитов, особенно юридических лиц, — вот, на наш взгляд, основные вызовы, стоящие перед банковской системой на текущий год. Поэтому эффективность по-прежнему остается для банков на первом плане.
Реакция банков продолжит проявляться прежде всего в ужесточении риск-процедур. Эти процессы уже идут. В 2014 году количество одобренных заявок для новых клиентов банков уменьшилось в три раза по сравнению с 2012 годом, отклоняются 94,2% заявок. На этом фоне впервые с 2011 года произошло снижение объемов розничного кредитования: по январю мы наблюдаем почти десятикратное падение рынка кредитов для физлиц. Это означает, что расходы на андеррайтинг у банков остаются на прежнем уровне, а доходы снижаются.
В этих условиях банки все больше сосредоточивают внимание на качестве управления издержками. Первый путь — переключение фокуса на лояльных клиентов, имеющих понятную историю: качество кредитного анализа такого клиента выше в 2,5 раза, чем клиента «с улицы». Вторая составляющая — сокращение сети, причем достаточно значимое. Особенно сильно эта тенденция проявляется у банков-монолайнеров. Мы в рамках программы снижения расходов также сворачиваем «легкую» сеть. Вообще, по уровню управления административно-хозяйственными расходами российские банки неэффективны, здесь есть серьезный потенциал. Преимущества получат те, кто научится лучше других управлять затратами, и сделает это быстро, радикально и качественно.
Мы считаем, что в ситуации нынешнего кризиса, в отличие от предыдущих, значимый эффект в снижении издержек даст изменение подходов к обслуживанию клиентов — кардинальное увеличение доли продаж и обслуживания через дистанционные каналы. В 2014 году интернет-аудитория банков выросла на 20%, проникновение дистанционных банковских сервисов — до 66%, количество пользователей мобильного банкинга — на 58%, сейчас уже более половины регулярных платежей домохозяйств (ЖКХ, связь и др.) осуществляется при помощи дистанционных банковских каналов. Это позволяет банкам снизить затраты на привлечение и обслуживание клиентов. В 2014 году по нашему банку доля продаж через дистанционные каналы доходила до 62%, в четвертом квартале в связи с изменением конъюнктуры доля традиционных каналов увеличилась, но мы считаем, что после стабилизации ставок и спроса продажи через дистанционные каналы снова начнут расти.
Источник: Эксперт