Подготовиться к концу света и купить доспехи

14.09.2015

Обычно кредиты берут на покупку автомобиля или проведение ремонта. Но встречаются и заемщики с экстравагантными целями. Какими, и есть ли шанс получить на них кредит — читайте в материале Properm.ru.

Потребительский кредит, как следует из названия, предназначен для приобретения предметов потребления. Обычно такие кредиты берутся на финансирование отпуска или ремонта, покупку бытовой техники или мебели. Мы попросили наших экспертов вспомнить самые экзотические цели кредитования.

В пермском региональном банке «Урал ФД» Properm.ru рассказали о нескольких курьезных заявках. «Один из клиентов с интересным увлечением обратился к нам за кредитом в сумме 50 тыс. рублей и в качестве цели указал покупку старинных рыцарских доспехов. Кредит заемщику был выдан и своевременно погашен им, — добавляет начальник отдела управления рисками банка «Урал ФД» Юлия Журавлева. — Другому клиенту банка не повезло: он хотел взять кредит, чтобы, по его словам, деньги в руках подержать. Его заявка одобрена не была: но не из-за странной цели, а потому что он не соответствовал требованиям банка. Также из нестандартных заявок можно отметить такие цели, как покупка массажного кресла, новогодних подарков, котенка».

В других уральских банках также нашлись необычные заемщики.

Семен Гиль, начальник отдела андеррайтинга банка «Нейва»:

— Пришла девчонка, 22 года. Просит кредит на 300 тыс. рублей. В графе «цель» указано: «Спасение лошади». В крупном банке скоринг сразу бы отправил такую заявку в отказ. А тут начали разбираться: что за кредит на спасение лошади? Оказалось, девушка занималась конным спортом и действительно хотела спасти лошадь, которую отправляли на бойню. У нее было два выхода: смириться или попробовать выкупить кобылу. Девчонка лошадь решила спасать и пришла в банк за помощью. Посмотрели: работа у нее есть, уровень зарплаты обслуживать кредит позволяет, почему бы и не выдать? Тем более на такую благородную цель. Кредит, кстати, недавно был благополучно выплачен — в срок и без единой просрочки.

Дануте Раудис, директор филиала «Пермский» Уральского банка реконструкции и развития:

В банк однажды обратился клиент с просьбой выдать ему кредит, чтобы выкупить свою машину со штраф-стоянки. Также в отделение приходили пчеловоды — они хотели разводить хозяйство на пасеках и получать мед, а для этого им нужно было купить пчел. Из нестандартных запросов можно отметить такие цели как покупка клюшки, тахографа, монет, леса.

Необычные клиенты приходят и за займами микрофинансовые организации. «В период университетских сессий мы регулярно получаем заявки с целью «покупки» экзамена или зачета, а в период призыва молодые люди пытаются взять заемные деньги, чтобы «откосить» от армии. Возможно, с той же целью, но более изобретательно у нас просили займы на пластическую операцию. Были запросы на кредитование покупки водительского удостоверения, приобретения домашних питомцев элитных пород», — говорят в микрофинансовой организации MoneyMan, полностью ведущей свою деятельность онлайн.

Дмитрий Горох, директор по связям с общественностью MoneyMan:— Курьезный случай произошел в декабре 2012 года. Тогда нас попросили профинансировать подготовку к концу света. Клиент пытался оформить заем для пополнения запасов питьевой воды, провизии и прочих вещей первой необходимости, чтобы 21–23 декабря 2012 года во всеоружии встретить предсказанный майя апокалипсис.

С экзотическими целями кредитования в банк приходят не только физические, но и юридические лица.

Анастасия Гилева, управляющий Пермским операционным офисом Абсолют Банка:— Однажды в банк обратилась компания за кредитом на организацию бизнеса по вывозу ядерных отходов. Причем идея была проработана на уровне чертежей колбочек и контейнеров, в которых планировалось вывозить эти отходы. Беседа напоминала сцену из какого-нибудь фантастического фильма. Кредит мы не дали, потому что, прежде всего, это сомнительный бизнес с точки зрения экологической безопасности.

«Запомнился случай, когда за кредитом пришла религиозная организация. Необычность была не в цели кредита — покупка земельного участка, а в стиле коммуникаций. Общение было специфическим: «Сможете отдать кредит?» — «Как бог даст», — рассказывает Гилева.

Реагируют кредитные организации на подобные заявки по-разному. По словам аналитика Хоум Кредит Банка Станислава Дужинского, цель кредита не может быть причиной отказа в его выдаче. «Существуют три основных вида потребительского кредитования: POS-кредиты, кредитные карты и кредиты наличными. Получение POS-кредита подразумевает его целевое использование на приобретение товара или услуги у компании-партнера банка. Получение нецелевых кредитов наличными или на карту никак не ограничивает целей кредитования. Мы можем их узнать только впоследствии, путем опроса наших клиентов», — поясняет Дужинский.

«Для нас цель кредита не является определяющим фактором при оценке заемщика. Сегодня мы кредитуем проверенные сегменты: клиентов, у которых есть положительная и кредитная история и которые обслуживаются в рамках зарплатных проектов. Как показывает практика, такие заемщики в 2,5 раза ответственнее относятся к выплате ежемесячных платежей, чем входящие клиенты», — говорит Дануте Раудис.

Анастасия Гилева, в свою очередь, считает, что необычная цель кредита может стать одним из факторов для отказа в его выдаче. «Логика такая: если экономическую выгоду от реализации идеи просчитать сложно — значит, надо идти за деньгами не в банк, а в какие-либо фонды или за грантами. В банках есть четкие правила игры, и экзотические идеи часто не укладываются в эти регламенты. Хотите рискнуть — делайте это либо за свой счет, либо за счет людей, готовых разделить ответственность за результат. Банк все-таки не делит с компаниями бизнес-риски и старается их минимизировать расчетами и залогами».

В MoneyMan большую часть экстравагантых заявок с экстравагантными целями вынуждены будут отклонить. «Тем не менее, цель получения кредита не имеет значения, если не противоречит действующему законодательству. Задача скоринговой системы — оценить способность заемщика погасить кредит, а не его креативность, жизненные приоритеты или эстетические ориентиры», — объясняет Дмитрий Горох.

Источник: Properm.ru

ПАО КБ «УБРИР» использует на сайте файлы cookie с целью улучшения клиентских сервисов. Подробнее об использовании файлов в разделе о политике конфиденциальности. Вы можете запретить использование cookie в настройках вашего браузера.