«Наши дома стоят посреди тундры, а киоски не боятся вандалов»: реальный кейс создания бизнеса с нуля

07.11.2016

Директор компании «ЗиМ» рассказывает, как работать без менеджеров по продажам, в кризис расширить ассортимент и создавать здания по фотографии.

В 8 утра Илья Минеев проезжает мимо главного входа, заворачивает внутрь промзоны на Шефской и паркуется около гигантских заводских ворот. Этого бывший цех НИИ «Электротяжмашпривод» — института, где в советское время разрабатывали и испытывали трансформаторы. От тех времен остались высокие потолки, высокие проемы ворот, удобные для негабаритных грузов, краны, способные выдержать нагрузку в 30 тонн, удобные подъездные пути.

От главного входа до кабинета директора — метров 5. Через цех — все 50. Минеев идет через гулкий цех, здороваясь с мастерами и рабочими. Это и традиция, и необходимость: директор должен знать, что происходит в цехе, видеть, что сделано за вечернюю смену. Сегодня в цеху стоит дом-вагон на колесах, рядом сваривают скамейки, вдалеке виднеется готовый к отгрузке киоск «Овощи-фрукты». В ООО «ЗиМ» делают все виды металлоконструкций. То есть в буквальном смысле все: от урны до модульного дома.

Ночные плотники и маляры

Илья Минеев и Данил Закиров создали ООО «ЗиМ» 6 лет назад. Они познакомились и быстро сдружились, работая в компании похожего профиля: Минеев отвечал за продажи, Закиров — за производство. Когда невыплаты зарплат и разногласия с руководством достигли предела, они ушли. Арендовали соседний цех — 150 квадратных метров — и начали все сначала.

Первоначальный капитал был пущен на покупку двух ручных сварочных аппаратов, пары болгарок и шуруповерта. Илья размещал объявления на бесплатных досках объявлений, на строительных порталах, а Данил ездил за материалами и обучал рабочих. Они понимали, что крупные компании не доверят заказ новичкам, поэтому для начала стали выполнять мелкие заказы: скамейки, мусорные контейнеры и мусоропроводы, посты охраны, заборы. Илья вспоминает то время с удовольствием:

— Мы сами были и начальниками, и рабочими на подхвате. По ночам доделывали срочные заказы: например, рабочие днем сварят партию из 20 скамеек, — а утром их уже надо отгрузить на север. И вот мы накручиваем брус на каркасы скамеек, строгаем его, морилкой сверху проходим, красим. Вроде и партия небольшая, — но для двоих человек хватит, чтобы уработаться к утру. Или другой случай — забор на свалке в районе Широкой речки, который нужно было успеть покрасить в срок. И вот: ночь, нанятая «Газель», и в свете фар мы с Данилом красим забор из краскопульта. Верхний ряд, ниже, ниже…

Не сказать, чтобы молодые директора знали всё о металлоконструкциях — многое было им в новинку. Как-то раз «ЗиМ» взял заказ на забор для «Водоканала». Когда сам забор был уже готов и оставалось пробурить ямы под столбы, директора наняли ямобур и приехали на место после работы, в белых свитерах.

— Разметили ямки, говорим: вот тут бури. «Что значит, «бури»?! — отозвался водитель, — Здесь скальный грунт. Вот вам лом, вот лопата. Если бур застрянет в вашей ямке — выкапывайте грунт, долбите камень. А я просто нажимаю кнопку, чтобы бур опустился в нужном месте». Мы приехали на час — а зависли на глубокой ночи. Свитера стали черными. И даже к ночи мы не успели — на следующий день приехали уже с рабочими.

От скамейки к дому-вагону

Илья Минеев и говорит быстро, и действует быстро. Спустя полгода амбициозные новички запустили сайт и начали активно вкладываться в рекламу и продвижение сайта, выводя его в топ запросов по ключевым словам («ограждения», «заборы», и так далее). Параллельно выработали концепцию развития компании: не останавливаться на чем-то одном, а расширять ассортимент. Тому, кто заказывает скамейки для парка, скорее всего нужны и забор, и изящные урны. Это сработало: клиенты вводили в поисковый запрос «скамейка» и в итоге заказывали сразу множество позиций. Закройте все потребности заказчика, — и прибыль возрастет в разы.

Через год работы компания смогла получить первый крупный заказ — модульное здание для водителей-диспетчеров металлургического завода в Серове. Завод вышел на «ЗиМ» сам (Минееву пришло на почту письмо с вопросом цены). Сработало одно из бесплатных объявлений, оставленных на одном из строительных порталов. Оказалось, что второй запрос Серовский завод отправил бывшему начальнику Ильи. «ЗиМ» выиграли заказ во многом благодаря цене: маленькое предприятие, где управляющие сами строгают по ночам скамейки, предложили меньшую цену за здание, чем крупное предприятие с большим штатом. В итоге Минеев получил заказ на миллион и через месяц отправил в Серов свое первое модульное здание.

Дальше дело пошло быстрее. «ЗиМ» стал брать заказы на киоски и торговые павильоны, остановки для трасс, модульные дома. Основные заказчики приходили из регионов — ХМАО, ЯНАО, Башкирия, Курганская и Челябинская области. Екатеринбургский рынок к тому времени был уже почти полностью занят, поэтому в столице Урала найдется от силы 20 торговых павильонов «ЗиМа». «Когда заказчик искал, где купить киоск, он видел в интернете наши предложения. Симпатичные торговые павильоны по привлекательной цене. Приезжал, видел, что у нас свое производство, что здания качественные, — и мы получали заказ», — объясняет Минеев.

Илья знает, о чем говорит: он сам себе менеджер по продажам. Сам общается с клиентами и абсолютно убежден в том, что для «ЗиМ» — это самый верный вариант. Илья пробовал брать людей на оклад, пробовал «холодные» звонки, но в итоге убедился: в этом бизнесе традиционные методы продаж не работают. А работает хорошая таргетированная реклама, с которой клиенты звонят сами.

Почему вахтовики ходят в одних шортах в вечной мерзлоте

Пока что самая далекая точка для «ЗиМ» — поселок Тазовский, ЯНАО. Это вотчина газовиков, геологов и энергетиков. Здесь стоит шашлычная, сваренная в цеху «ЗиМа», и несколько вагонов-домов. В вечной мерзлоте много не построишь, поэтому востребованы дома-вагоны для газовиков и рабочих (можно построить целый временный городок с кухней, столовой и душевой), спортивные базы, где можно взять в прокат пару лыж и переодеться, и даже уличные туалеты.

Дома-вагоны выглядят мощно. Такой поставить посреди тундры или тайги — ни один медведь не страшен. Благодаря этому прочному каркасу бытовку можно будет перевозить больше, чем один раз, — и при этом ничего не покосится, пол не поведет, дом не встанет «ромбиком». Утеплен дом тоже на совесть: вахтовики однажды пожаловались, что им — при минус 40°C — жарко.

— На каждом нашем доме-вагоне есть логотип компании и QR-код, ведущий на сайт. И вот однажды какой-то газовик написал нам, что в наших домах-вагонах, как в бане. Вытяжка есть, а приточной вентиляции нет. Если открыть окно — сразу выстудишь дом (там минус 40 градусов). После этого письма мы усовершенствовали систему вентиляции.

Строим дома с картинки, или как производить танки по сходной цене

И еще одно бизнес-преимущество — «ЗиМ» могут принять заказ по фотографии и построить здание по картинке из интернета. Это воплощение мечты любого! Необязательны чертежи, архитектурные развертки, указание типа материалов, расчеты. Можно прислать фотографию из интернета с пометкой «хотим такой же киоск» — и ведь сделают! И по метражу такой же, и по дизайну.

Киоск на 10 квадратных метров стоит 300 тысяч, остановочный комплекс для трассы вместе с навесом, 30 квадратов, — порядка 1 млн. Дизайн у большинства модульных зданий, которые производят в цехе на Шефской — простой, лаконичный и современный, без изысков. Антивандальный, говорит Минеев. Лишние детали добавляют стоимости к заказу, изящные конструкции будут погнуты, сломаны, растащены. «Воздушные» конструкции почти нежизнеспособны и мало кому нужны из клиентов. Киоск нужен для того, чтобы в нем разложить товар и поставить продавца. Бытовка — чтобы согреться. Не надо лишних виньеток.

— Вандалоустойчивые конструкции зачастую не выглядит презентабельно, — говорит Илья, листая фотографии готовых модульных зданий на компьютере. — Нельзя сделать неубиваемую вещь, сделать танк, и чтобы он при этом выглядел как костюм от Versace. Танк всегда будет танком. Остановка будет смотреться более-менее скромно, но зато она будет стоять, и дачники не растащат профнастил себе на заборы. Я не наговариваю, это действительно так. Бывает, едем по объектам, смотрим — с нашей остановки откручены или срезаны профлисты, какие-то иные архитектурные элементы растащены. А вокруг — лес и дачи.

Как расшириться благодаря кризису

Кризис 2014 года оставил компанию без заказов на три месяца; еще три месяца компания работала в убыток. Никто не заказывал вагонов или киосков, все ужимались в расходах. Илья Минеев и Данил Закиров из своих средств оплачивали аренду цеха, платили зарплаты и думали, что делать. Устроили мозговой штурм: что еще можно выпускать? Что будет стоить недорого и продастся? Смотрели предложения конкурентов, вспоминали любые железные конструкции, которые видели на улицах, дома или в поездках. Качели и горки на детских площадках. Велопарковки. Рампы для скейтбордистов. Парковочные барьеры. Лестницы. Дорожные знаки. Все, что можно сварить из металла. По итогам мозгового штурма каталог продукции вырос вдвое — до 150 позиций.

«ЗиМ» не только выжил в кризис, но и вырос. Мультифункциональность стала основным конкурентным преимуществом компании: она заняла едва ли не все возможные ниши. Теперь «ЗиМ» не зависит ни от сезонности, ни от крупных заказов. В цеху, который теперь занимает 2000 квадратный метр, каждый рабочий может сделать и скамейку, и городок для рабочих. Когда другие заводы распускают штат в низкий сезон (например, модульные дома заказывают летом и зимой, пока есть дорога или зимник, чтобы их завести), «ЗиМ» просто переключается на лестницы.

«Нам нужен быстрый банк»

Минеев выбирал банк, который будет таким же быстрым, как он сам. У Ильи уже был опыт работы с местным банком, поговорил еще со знакомыми, которые только укрепили выбор. Уральский банк реконструкции и развития быстро проводил платежи, а сотрудники всегда шли на встречу и помогали решить сложности в финансовых вопросах.

— Нашим преимуществом была скорость производства — мы готовы были выполнить заказ за 3 дня. Но нужны были деньги. Тогда, в самом начале, никто из поставщиков стройматериалов не стал бы работать с нами по постоплате, все нужно было оплатить заранее. Допустим, с утра клиент отправил нам деньги — мы тут же их получили, в тот же день купили материал, завезли в цех. Еще за пару дней выполняем заказ. Все! У нас даже поставщики были поблизости, на Шефской. Чтобы лишний раз «Газель» не нанимать, и, если не хватило пака ваты, взять и донести на себе. И, конечно, меня подкупило отношение к клиентам. К моим просьбам здесь относятся внимательно, вопросы решаются быстро. За одно посещение мне открыли расчетный счет, я могу оперативно снимать наличные средства для производственных нужд, интернет-банк, кстати, тоже очень удобный.

О предложении стать героем рекламной кампании «Просто. Функционально. Без переплат» Илья Минеев узнал от своего юриста. И подумал — почему бы и нет?

— Это хороший проект, как для клиентов банка, так для УБРиР. Опыт из первых уст, так сказать. И хорошая реклама для моего бизнеса: чем больше людей узнают о нашей компании, тем больше у меня будет клиентов, рассказывает он. — А сколько человек мне уже позвонили со словами: «Мы видели тебя в рекламе!».

Кстати, это первая профессиональная фотосессия Минеева. Получилось здорово: фотограф даже удивился, что Илья фотографировался в студии впервые, — настолько спокойно и расслабленно он держался.

P.S. Пока готовился этот материал, в цеху на Шефской были сделаны: вагоны-дома для Краснотурьинска, пара блок-контейнеров с дизельными станциями для поддержания резервного электроснабжения в Кургановской области, пост охраны для Челябинска, рамы для газовиков в ХМАО, разгрузочная эстакада для грузового транспорта в Новый Уренгой, а также 100 переносных печей для чумов на Чукотке.

Источник: 66.ru

Офисы
и банкоматы
Связаться
с банком
Меню Чат Интернет-
банк

Ваш город Екатеринбург?
От выбранного города зависят предложения банка.