У рынка коллективных инвестиций хорошие перспективы

31.05.2013

В 2012 году Уральский банк реконструкции и развития представил довольно консервативному рынку сбережений достаточно смелый проект - магазин паевых инвестиционных фондов «СуперПИФмаркет», предлагая частным клиентам сформировать индивидуальный портфель инвестиций. Спрос на новый продукт пока невысок. С какими трудностями столкнулся банк при реализации проекта, каковы перспективы «СуперПИФмаркета» рассказал руководитель дирекции финансовых институтов и инвестиционных услуг УБРиР Владимир Зотов.

- Сегодняшний рынок коллективных инвестиций вряд ли можно назвать привлекательным для таких консервативных игроков, как банки. С 2011 года объем средств, инвестированных в фонды, не демонстрирует роста в отличие от тех же вкладов. Открывая супермаркет, чем вы руководствовались?

- Во-первых, для УБРиР продажа ПИФов сопряжена с минимальными рисками, так как, по сути, мы являемся агентами - посредниками между инвесторами и управляющими компаниями. Во-вторых, по нашим прогнозам, у рынка коллективных инвестиций хорошие перспективы. Действительно, за последние 12 лет пик спроса на ПИФы пришелся, пожалуй, на 2006-2007 годы, когда частные инвесторы «распробовали» этот продукт. Например, по итогам 2005 года ПИФы принесли владельцам доход около 90% годовых, в то же время средняя максимальная ставка по вкладам достигала 20% годовых. Согласитесь, разница внушительная. Но долговой кризис 2008-2009 годов болезненно ударил по всем инвесторам, ориентировавшимся исключительно на доходность ценных бумаг. Их разочарование было глубоким. С 2010 года ситуация развернулась, хотя, соглашусь, темпы роста не особенно высокие. Пусть медленно, но верно эти показатели будут расти. Необходимо помнить, что покупая перед началом роста, шансы инвестора заработать гораздо выше, и здесь важно не упустить момент. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, кризисные ожидания среди населения пошли на убыль, с другой - рынок вкладов последние два года демонстрирует планомерное понижение ставок, и летом ожидается очередная коррекция. И паевые инвестиционные фонды могут стать хорошей альтернативой для тех, кто ориентируется на более высокий доход. На протяжении последних пяти лет всего лишь около 1% населения России инвестирует свои сбережения в ПИФы. Для сравнения, в Германии, достаточно консервативной в плане финансовой деятельности, этот показатель составляет около 14%. В США он и вовсе составляет 80%. Так что есть, куда расти. И для УБРиР важно занять эту нишу именно сейчас.

- «СуперПИФмаркет» работает на рынке уже год. Ваши ожидания оправдались?

- Они были несколько выше, чем оказалось в реальности.

- С чем вы это связываете?

- Начнем с того, что рынок в течение последних четырех лет демонстрирует как быстрый рост, так и резкие снижения, при этом в целом российские фондовые индексы все еще находятся ниже докризисных уровней. И такая ситуация более комфортна спекулянту, нежели инвестору, ориентированному на долгосрочные накопления. Нужно еще сказать, что присутствует комплекс проблем, как психологических (инвесторы еще не совсем оправились от испуга, который получили в 2008-2009 годах), так и внешних. Для того чтобы инвестиции стали действительно привлекательным инструментом для сбережений, необходимо пересмотреть условия общей системы налогообложения. Сегодня доходы, полученные при продаже инвестором паев, при любом сроке инвестирования облагаются НДФЛ, а проценты по банковскому вкладу - нет. Ситуация довольно спорная, потому что оба эти инструмента в принципе схожи: человек вкладывает деньги с целью сохранить от инфляции и заработать. А получается, что сегодня инвестор фондового рынка приравнен к спекулянту. Есть еще одна серьезная проблема - уровень финансовой грамотности населения. ПИФы - инструмент накопления, который содержит рыночный риск. В течение всего периода владения стоимость пая может постоянно меняться: то снижаться, то возрастать. А любое отклонение от заявленного уровня дохода воспринимается инвестором зачастую крайне нервно. Обычная модель поведения - упала стоимость пая, и человек продает его, опасаясь потерять последнее. Это неверный путь. С самого начала инвестор должен понимать, что ПИФы - это, во-первых, инструмент долгосрочных инвестиций (оптимальный срок вложений - от трех лет), во-вторых, паевые инвестиционные фонды следует воспринимать не как альтернативный источник накопления, а как дополнение к уже привычным способам получения дохода, например, банковскому вкладу. Простой пример: допустим, у вас есть 1 млн рублей. Не стоит его полностью вкладывать в фондовый рынок. Куда логичнее, предположим, 90% от суммы внести на банковский депозит, а на оставшиеся 10% можно приобрести ПИФы. Тем самым, вы формируете портфель, в котором, получив, скажем, 10% годовых по вкладу, через год вы в любом случае будете в прибыли. Сейчас мы готовим к запуску новый продукт УБРиР - «ПИФ+Вклад». Это своеобразный симбиоз двух банковских услуг. Мы предлагаем клиенту внести свои сбережения на депозит под повышенный процент при условии приобретения ПИФов. Структура продукта - 50% суммы нужно вложить в ПИФы, 50% - положить на депозит. Таким образом, мы хотим предложить потенциальным инвесторам практическим путем оценить возможности инвестирования и повысить уровень своей финансовой грамотности.

- Какие ПИФы по итогам 2012 года продемонстрировали максимальную доходность?

- По итогам прошлого года максимальный уровень доходности среди ПИФов, представленных в «СуперПИФмаркете», показал фонд акций «Париба - Перспективные инвестиции». За 12 месяцев паи фонда принесли своим владельцам 21,53% годовых. Ни один вклад не может предложить вам тех же условий.

- На что стоит ориентироваться инвесторам фондового рынка в 2013 году?

- В текущем году инвесторы как в России, так и в мире будут ориентироваться на снижение ожидания рецессии в еврозоне (с их уже, кажется, бесконечными кризисами), а также на продолжение роста экономики США. При выполнении этих факторов цены на нефть будут стабильными, что, в свою очередь, позволит инвестиционному рынку взять небольшой тайм-аут. Сейчас период затишья просто необходим рынку, ведь инвесторов пугает не сама величина кризиса, а то, что кризисы случаются.

- Существует такой стереотип, что фондовый рынок - это инструмент для очень узкой категории населения с высокими доходами…

- Это заблуждение. Есть пакеты, где минимальный порог вхождения - 1 тыс. рублей, а срок инвестирования - 1 год, при уровне целевой доходности до 10% годовых. В этом и суть супермаркета - предложить клиентам продукты на любой вкус и кошелек. Разумеется, доход от облигационного фонда может быть гораздо ниже, чем от фонда акций. Но у фонда акций и риски, и порог входа выше. Выбор зависит от того, какую стратегию инвестирования определяет для себя клиент.

- Доходность некоторых ПИФов вполне сопоставима с доходностью вкладов. Но при продаже пая человек еще и налог заплатит. В чем тогда преимущество?

- В том, что даже после уплаты налога с полученного дохода суммарная выручка от вложения в ПИФы (вспомните показатели их максимальной доходности по итогам прошлого года) все равно превысит прибыль, полученную по депозиту.

- В рамках проекта «СуперПИФмаркет» вы предлагаете инвесторам самостоятельно сформировать свой портфель?

- Возможен любой вариант. Инвесторы могут выбрать для себя как готовые наборы, ориентированные на различные цели с разным соотношением рискованности и доходности, так и составить свой собственный портфель в зависимости от суммы, сроков и целей инвестирования.

- Для управляющих компаний сотрудничество с банками - перспективное направление?

- Конечно. Для управляющих компаний немалое значение имеет то, готов ли банк предоставить все финансовые услуги «в одном окне»: консультирование, покупка, продажа и получение дохода могли проходить в одном месте. УБРиР может предоставить такую услугу, так как инвестнаправление у нас появилось в 1996 году.

- Сами управляющие компании не могут провести весь цикл операций с инвестором самостоятельно?

- Нет. Для покупки паев клиент в любом случае должен перечислить деньги в управляющую компанию через банк.

- Планируете увеличить количество партнеров?

- Пул «СуперПИФмаркета» полностью сформирован. Сегодня в него входят около 90 открытых и интервальных ПИФов под управлением 10 управляющих компаний, охватывающих около трети всего рынка коллективных инвестиций России. Поэтому в ближайшие два года мы сконцентрируемся на расширении собственной сети продаж ПИФов. Сейчас купить пай или готовый портфель можно только в специализированных центрах УБРиР в четырех городах: Екатеринбург, Челябинск, Уфа и Пермь. К 2015 году мы планируем подключить к проекту как минимум каждый город-миллионник в России. Еще одна задача - облегчить для клиента процесс приобретения ПИФов, сделать так, чтобы купить их можно было во всех отделениях банка, в том числе и в офисах «легкой сети», расположенных в торговых, досуговых и развлекательных центрах. Одновременно мы развиваем дистанционные продажи: не так давно мы запустили интернет-версию «СуперПИФмаркета» на сайте банка. На этой виртуальной площадке инвестор может получить любую информацию о продуктах, оформить предварительный заказ на паи. Правда, для подписания договора ему все равно нужно будет обратиться в офис банка. Но, я уверен, что с развитием дистанционных сервисов необходимости в этом не будет.

Источник: БанкИнформСервис