УБРиРский джаз

16.07.2013

Что это, если не триумф музыки? Более двух часов под проливным дождем почитателей джаза было не оттащить от сцены — ни от первой — демократичного "Партера", ни от второй — "Аристократа". Фестиваль Усадьба.Jazz, впервые прошедший в Екатеринбурге в парке усадьбы Расторгуевых-Харитоновых, удался, в особенности — финал. Было это вопреки или благодаря непогоде — не важно. Публика была вознаграждена за свою стойкость: на главной площадке — роскошное выступление немецкого коллектива Jazzamor, на "альтернативной" сцене — мощный звук и уносящий каскад импровизаций от американцев Chris Dave and the Drumhedz.

Прогноз погоды обещал похолодание и дождь, президент фестиваля Мария Семушкина была спокойна — сколько раз хедлайнеры Усадьбы.Jazz Нино Катамадзе & Insight спасали ситуацию и разгоняли тучи. Еще утром 13 июля ничто не предвещало погожего дня, однако с началом саундчека грузинской группы выглянуло солнце. И организаторы, и слушатели торжествовали, но все-таки каждый третий не забыл положить в сумку зонт, дождевик, ветровку, а самые смышленые — и резиновые сапоги. На Нино надейся, но и сам не плошай!

Уже с полудня аниматор детской площадки Уральского банка реконструкции и развития задавала правильный настрой: "Это же джаз — кайфуйте!" Для сотрудников главного спонсора фестиваля праздник начался раньше, и в то время как дети УБРиРа разучивали веселые танцы, их мамы составляли цветочные композиции, а папы сколачивали домики для уток, прохожие с любопытством наблюдали за происходящим через ограду. Территорию парка условно разделили на зоны: маркет, фудкор, детский городок, выставочные площадки — просто рай и для тех, кто привык проводить время с пользой, и для тех, кто предпочитает понежиться на пледе под солнышком, или, провалившись в мягкий пуф, предаваться размышлениям в тени.

Долгое время оставалась интрига — как можно разместить две сцены с оборудованием в небольшом парке, где к тому же отсутствуют открытые площадки — нет ни одной лужайки, хотя есть пруд. Видимо, и в самом деле не бывает неразрешимых задач — место нашлось. Нельзя сказать, что звук одной сцены не накладывался на звучание с другой, однако ничто не отвлекало слух публики, находящейся в непосредственной близи от музыкантов, во время сетов. Бразильская певица Вероника Ферриани исполняла свою программу еще и под незапланированный звон колоколов Вознесенской церкви, но такое наложение ничего кроме восхищения у нее не вызвало — очень красиво!

Вероника Ферриани и ее музыканты открывали фестиваль на сцене "Аристократ", в то время как в "Партере" играли Muchachos Band. Все слушатели были покорены с первой улыбки. Помимо красивого голоса у Вероники еще и редкое обаяние. Самба и латиноамериканские ритмы — бразильцам не всех удалось раскрутить на танцы, однако весь "Аристократ" пребывал в благостном расположении духа, и атмосфера на площадке сложилась просто супер. Начало фестиваля могло только радовать.

Вторыми на сцену готовились выйти трио Дениса Галушко. Екатеринбургским музыкантам выпала незавидная доля — ребята выступали параллельно с Нино Катамадзе & Insight, поэтому поначалу могли рассчитывать только на самых верных поклонников. Но — и вот что значит талант — опустевшая перед сценой площадка очень быстро снова заполнилась слушателями, внимающими старым и новым композициям коллектива. Что касается Нино Катамадзе, Усадьба.Jazz показала: эта женщина соберет аншлаг и в чистом поле. Во время выступления грузинского коллектива яблоку негде было упасть. Учитывая скромные, по фестивальным меркам, размеры "Партера", публике приходилось проявлять смекалку, чтобы найти такое место, откуда было не только слышно, но и видно. Отчасти положение спасал экран, вынесенный чуть влево от сцены, по которому можно было наблюдать за трансляцией выступления.

Вот уже несколько лет Нино Катамадзе & Insight регулярно дают концерты в Екатеринбурге. На концертах сложились свои традиции, слушатели узнают друг друга в лицо, и удивительно, что еще не все выучили слова песни "Сулико" на грузинском, хотя знают: раз идешь, будешь петь! Однако формат фестиваля под открытым небом позволяет Нино Катамадзе раскрыть свой удивительный дар во всю мощь. Когда Мария Семушкина полушутя говорит о шаманстве Нино, с этим легко соглашаются. Есть что-то от стихий и в самой певице, и в ее голосе, и в музыке, которую она исполняет.

Тем временем на сцене "Аристократ" — новый сюрприз — Тине Тинг Хелсет, девушка из Норвегии, играющая на трубе, в Екатеринбурге — в составе небольшой группы: клавиши, контрабас, ударные. Этот сет проходит под знаком танго. Легкий и ненавязчивый стиль исполнения моментально располагает. Так же Тине общается с публикой: просто, по-дружески. Ее труба звучит элегантно и с достоинством — без того напряжения и выступающих на шее вен, которые каждый легко представит, вызвав в памяти образ известного трубача. Как это удается Тине — загадка. Не исключено, что в скором времени у нее появятся последовательницы, и девочки разных стран захотят учиться играть на трубе, как Тине.

С появлением в "Партере" московской группы Pompeya сектор превращается в танцплощадку. Начинает накрапывать дождь. Помня, что спасение замерзающих — дело рук самих замерзающих, публика начинает двигаться. Пританцовывать под музыку Pompeya — удовольствие. Группе удается удерживать баланс — это легкая и вполне танцевальная музыка, но с интеллектом, без всей той пошлости, за которую не любят попсу.

Дождь заметно усиливается, но и градус на обеих площадках растет. "Аристократ" обрастает поклонниками квартета Сергея Проня. Екатеринбургский трубач не нуждается в долгом представлении. Музыкант мирового уровня хорошо известен и в родном городе, и за его пределами. Идя на Проня, всегда можно рассчитывать на высокий профессионализм и качественное исполнение. Вот и на этот раз свободных мест не было.

Еще один коллектив, сет которого очень ждали, — Jazzamor. Уже на саундчеке было ясно, что выступление немецких музыкантов пропустить нельзя, и в корне неверно составлять свое суждение о коллективе исключительно по альбомным записям. У Беттины Мишке красивый и сильный вокал, да и сама она — бездна обаяния. "You are great, you are great!" — казалось, певица переживала из-за того, что ее слушатели мокнут под дождем, сильней, чем сами слушатели. Jazzamor играли с вдохновением, на подъеме и отличной отдачей. Небеса, обрушившие на публику все, что обещал прогноз погоды, конечно, придали происходящему пикантности. Насквозь промокшие майки и хлюпающая обувь — когда терять особенно нечего, наступает настоящее веселье. Танцы под дождем продолжались дольше запланированного времени, и, тем не менее, отпускать группу не хотели: Jazzamor геройски вышли на бис.

Для другой части публики настоящим откровением фестиваля стал коллектив из США Chris Dave and the Drumhedz. Не все были готовы к такой мощной энергетике и драйву и поэтому, казалось, стояли притихшие, не желая пропустить мимо ушей ни звука. Музыканты импровизировали — соло и вместе, подхватывая и развивая тему, подброшенную кем-то одним. Находиться в заложниках музыки, которая создается прямо на глазах, было приятно, а сдвинуться с места решительно невозможно, хотя здравый смысл подсказывал: промокнув до нитки, нетрудно и заболеть.

В десять часов вечера музыка стихла, публика потянулась к выходу, а участники фестиваля принялись складываться. Наутро следующего дня парк возле усадьбы Расторгуевых-Харитоновых выглядел таким чистым и ухоженным, как никогда прежде — и жителям соседних домов есть за что поблагодарить Усадьбу.Jazz.

Источник: E1.RU