8 вопросов о страховках при кредитовании

1. Мне нужен кредит, но банк не даёт его без страховки. Что делать?

Страховка – дело добровольное. Если говорят, что одна услуга невозможна без другой, необязательной, это называется навязыванием и считается нарушением прав потребителей. По идее, в такой ситуации можно разворачиваться и идти в другой банк, но какова вероятность, что в другой кредитной организации выдадут кредит без страховки?

Помните: банк не вправе требовать от клиента застраховать, например, жизнь и здоровье, но может предлагать кредит с таким условием. При этом всегда должна быть альтернатива.

2. Почему банк вообще предлагает мне застраховаться?

Банк принимает решение о выдаче или невыдаче кредита исходя из оценки заёмщика. Есть так называемая система скоринга, которая анализирует кредитоспособность (читай «возможность вернуть деньги банку») клиента в баллах. Для понимания, это может быть, например, так: заёмщик отличный – одобрить кредит с низкой ставкой и без страховок, заёмщик неплохой, но есть некоторая вероятность, что с возвратом кредита возникнут проблемы – одобрить кредит с более высокой ставкой или со страховкой, клиент слишком закредитован и имеет плохую кредитную историю – в кредите отказать. Банк при этом может не сообщать причину отказа.

Бывают ситуации, когда человек уверен, что с его кредитной историей все в порядке, и рассчитывает получить займ на хороших условиях. На деле, когда в банке начинают проверять клиента, выясняется, что все не так гладко. Например, он нерегулярно оплачивает мобильную связь, допуская уход в минус, или имеет долги по коммуналке. Система скоринга учитывает и такие параметры тоже. Поэтому, если человеку одобряют кредит, но при этом предлагают (добровольно!) купить страховой полис, банк так страхует свои риски.

Можно выбрать повышенную ставку, в которую банк заложит риск невозврата денег, а можно застраховаться, получить ставку ниже и при этом не опасаться, что вам на голову упадёт кирпич и ваши дети останутся должны за вас.

3. А могу я потом отказаться от страховки или выбрать другую страховую компанию? Я слышал, что есть какой-то период, когда это можно сделать.

Действительно, с 1 июня 2016 года у лиц, заключивших договор страхования, есть возможность расторгнуть его и вернуть обратно плату за эту услугу. Это можно сделать в течение минимум двух недель, если иное не прописано в договоре. Это называется «период охлаждения». Все условия по возврату средств должны быть прописаны в договоре или в допсоглашении к кредитному договору.

По поводу выбора другой страховой компании. Часто заключение договора страхования с конкретной страховой организацией является условием получения более низкой ставки. Это встречается, например, при оформлении ипотеки. Срок, в течение которого заёмщик должен быть застрахован в конкретной страховой, обычно прописывается в договоре кредитования или в допсоглашении к этому договору. В случае с ипотекой страховка оплачивается обычно на год вперёд, а при потребительском кредите – на весь срок действия кредита. Читайте внимательно то, что подписываете. Всегда.

Если вы отказываетесь от страховки или перезаключаете договор с другой страховой, отследите, как при этом меняются условия кредита.

4. В «период охлаждения» можно отказаться от любой страховки? 

Период, в течение которого клиент может вернуть деньги, распространяется практически на все виды страхования, если договор был заключен физическим лицом. Исключение составляют страховки для выезжающих за рубеж.

5. Если я откажусь от страховки, мне вернут деньги?

Можно рассчитывать на полный возврат стоимости полиса, если договор ещё не вступил в силу. Если же страховка уже действует, но страховой случай не наступил, получится вернуть почти всю сумму (скорее всего, за вычетом премии, уплаченной страховщику). Если страховой случай наступил, то стоимость полиса вы не вернете, но зато получите страховую выплату и сможете погасить часть долга или всю сумму. Зачастую размер страховки равен размеру кредита, но может быть и по-другому.

6. Я собираюсь погасить кредит досрочно. Смогу ли я вернуть остаток по страховке?

Да, если это предусмотрено договором. Например, клиент оформил ипотеку. По условиям он должен застраховаться и продлевать договор (вносить очередной платёж по страховке) каждый отчетный год в течение всего срока кредита. Допустим, человек взял ипотеку в июне 2016 года и согласно условиям кредита в этом же месяце застраховал свои жизнь и здоровье. В июне 2017 года он вносит очередной взнос по страховке, а в апреле 2018 года полностью гасит ипотеку.

Страховой договор будет действовать до июня 2018 года. Если условия позволяют, то человек может досрочно расторгнуть соглашение и вернуть остаток страхового взноса за оставшийся месяц.

С потребительским кредитованием все сложнее, поскольку страховка может оплачиваться сразу и за весь период действия кредита. Важно, чтобы кредитный договор и страховой были связаны. Например, бывают ситуации, когда клиент как бы оформляет страховку для получения кредита, но на деле оказывается, что он просто покупает обычный страховой полис. В итоге при досрочном возврате займа, получить часть страховки обратно становится проблематично, нет оснований. С другой стороны, в случае чего есть страховка.

7. Если страховой случай наступил, куда обращаться?

Несмотря на то, что страховка была куплена в банке, обращаться нужно именно в страховую компанию. Кстати, за расторжением договора тоже нужно идти туда, а не в банк.

На заметку: сейчас сформировалась судебная практика, при которой банки сами помогают своим заёмщикам в разбирательствах со страховыми компаниями, если те отказывают в выплате. Для банка это один из способов вернуть деньги.

8. На что обращать внимание при заключении кредитного договора?

Золотое правило юридической грамотности: «Читайте договор, а потом подписывайте!», а когда дело касается финансовых вопросов, никогда не выключайте «клиента из ада». Ситуации, когда человек подписывает кредитный договор, а вместе с ним еще и страховой, нередки. Но доказать, что услуга была навязана, при собственноручно подписанном договоре страхования достаточно сложно. Поэтому попросите взять домой типовой кредитный договор и допсоглашение (или договор страхования) и там спокойно все просмотрите.

В случае с оформлением страховки обратите внимание на территориальное расположение компании. Она может находиться не в вашем городе проживания и в случае урегулирования каких-то вопросов придётся вступать в переписку, просто так до офиса будет не дойти.

Также часто стоимость полиса присоединяется в сумме кредита. Обратите на это внимание, поскольку по факту вы получите меньше денег, а проценты будете платить за весь долг.

ПАО КБ «УБРИР» использует на сайте файлы cookie с целью улучшения клиентских сервисов. Подробнее об использовании файлов в разделе о политике конфиденциальности. Вы можете запретить использование cookie в настройках вашего браузера.