Как правильно заключить договор с самозанятым и не переплачивать налоговой

При работе с самозанятыми вам не нужно платить НДФЛ, страховые взносы и отчитываться перед пенсионным фондом, поэтому сотрудничать с ними выгоднее и легче. Главное — заключить договор так, чтобы не возникло проблем с налоговой.

В статье расскажем, какая форма договора тут подходит, как правильно его составить и подписать удаленно, а также какие документы должен предоставить самозанятый после подписания бумаг.

Какая форма договора подходит для работы с самозанятыми

Заключайте обычный договор ГПХ (гражданско-правового характера) на любой срок, которого хватит для выполнения задач или задачи. Строгой специальной формы пока не придумали. Исполнитель обязан выполнить описанную работу, а вы — оплатить ее. При этом неважно, какой у вас статус, заказчиком может быть даже физическое лицо без статуса ИП.

Договор подходит как для разовой услуги, так и для проектного сотрудничества — к примеру, написания серии статей для блога в течение полугода. В документе прописывают наименование услуги, цену, сроки написания, этапы, ответственность и так далее.

Как правильно составить договор с самозанятым

Запросите у человека справку о том, что он действительно самозанятый.

Ему достаточно зайти в мобильное приложение «Мой налог» за пару кликов сформировать документ. Важно: запрашивайте подтверждение перед каждой оплатой, чтобы убедиться в актуальности статуса самозанятого и не платить страховые взносы и НДФЛ как физлицу.

Вот так выглядит справка

Отметьте, что исполнителем выступает именно самозанятый.

Вот пример из действующего договора одного рекламного агентства: «ООО такое-то, именуемое в дальнейшем „Заказчик“, в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании устава, с одной стороны, и гражданка Российской Федерации Иванова Мария Ивановна, являющаяся плательщиком налога на профессиональный доход, именуемая в дальнейшем „Исполнитель“, с другой стороны».

Это освобождает вас от уплаты НДФЛ, страховых взносов и подачи отчетности.

Предусмотрите обязанность исполнителя не только передать чек после оплаты, но и ответственность за нарушение этого правила.

Можно написать примерно так: «Исполнитель обязан предоставить заказчику чек не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента оплаты услуг. Иначе исполнитель должен выплатить заказчику штраф в размере 20% от каждой суммы чека в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня истечения срока выдачи чека».

Вот так выглядит чек, QR-код нужен для проверки подлинности

Позаботьтесь об ответственности за неуведомление о потере статуса самозанятого.

Добавьте в договор пункт: «Если исполнитель снимается с учета в качестве самозанятого, он обязуется сообщить об этом заказчику письменно в течение 3 (трех) дней со дня снятия с учета. Если исполнитель нарушит условие, то должен заплатить штраф заказчику в размере 50% от суммы платежа».

Заплатили исполнителю, а он уже не самозанятый? Налоговая доначислит НДФЛ + не забудьте и про страховые взносы. Кроме того, есть риск получить штраф за просрочку уплаты налогов и несвоевременную подачу отчетов.

Установите порядок приема работ.

Мы говорим про акт выполненных работ— там надо указать выполненный объем задач и стоимость. Исполнитель подписывает его и направляет вам. Документ фиксирует нарушения дедлайнов и качества. Бонусом в случае чего это дополнительное доказательство того, что между вами и исполнителем исключительно гражданско-правовые отношения, а не трудовые.

Составляйте акт по мере выполнения работ.

Допустим, автор пишет статьи для разных разделов блога: сначала заполняет рубрику о кино, потом о моде и так далее. После приемки каждого блока материалов стороны подписывают акт, который подтвердит, что вы приняли и оплатили работу. Когда работа будет сделана полностью,нужно подписать итоговый акт.

Проследите, что договор не содержит признаков трудовых отношений.

Например, работу по графику или фиксированную ежемесячную оплату. Такой вариант чреват штрафом и доначислениями.

Пропишите, как будете расторгать договор.

В одностороннем порядке, через суд или по соглашению сторон. В будущем это поможет избежать спорных моментов и непонимания.

Можно ли все сделать удаленно

Да, можно, есть три способа:

  1. Подписываете документы и обмениваетесь сканами по электронной почте. Тогда важно отметить в договоре e-mail-адреса и то, что обе стороны признают юридическую силу сканов наравне с бумажным вариантом.
  2. Отправляете друг другу бумажные экземпляры по обычной почте.
  3. Заключаете договор с помощью электронной подписи. Это тоже надо предусмотреть по примеру первого пункта.

Какие документы должен предоставлять самозанятый после заключения договора

Чеки. Напомним, что за пару кликов прямо с телефона их формируют в приложении «Мой налог». Бухгалтеру они нужны для учета расходов, исполнителю — для отчета перед ФНС.

Акты выполненных работ. Подтверждают, что вы приняли и оплатили работу.

Вы узнали базовые правила заключения договора с самозанятым. Если все сделать грамотно, то получается действительно выгодное сотрудничество. Главное — четко прописать важные мелочи, чтобы в перспективе быстро разрешить спорные моменты.

Офисы
и банкоматы
Связаться
с банком
Меню Чат Интернет-
банк

Ваш город Екатеринбург?
От выбранного города зависят предложения банка.