От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
Маркетплейсы — это торговые площадки, на которых покупатели могут заказать товары продавцов напрямую, без перехода на другие сайты. Они популярны среди пользователей из-за большого выбора и удобства, среди селлеров — из-за упрощенной системы продаж. Продавцам не нужно разрабатывать собственный сайт, вкладывать деньги в аренду складов, доставку заказов до покупателя.
В статье рассказываем, как начать работать на маркетплейсах в 2024 году, кто может на них торговать, какие плюсы и минусы есть у таких площадок.
Кто может торговать на маркетплейсах
Какие маркетплейсы наиболее популярны
На что обращать внимание при выборе площадки
С чего начать работу на маркетплейсах: пошаговая инструкция
Плюсы и минусы торговли на маркетплейсах
Кто может торговать на маркетплейсах
Самозанятые
Продавцы с этим статусом могут размещать на маркетплейсах только товары собственного производства. Перепродавать продукцию других производителей им запрещено. Также есть ограничение на годовой доход — 2 400 000 ₽. Оформить самозанятость можно в банковских приложениях, на «Госуслугах», в приложении «Мой налог».
Самозанятые платят налог на профессиональный доход (НПД) 4%. Налог на добавленную стоимость (НДС) они не оплачивают, поэтому его не нужно включать в цену товаров. Все налоги начисляются автоматически, общую сумму можно посмотреть в приложении «Мой налог». Там же самозанятые формируют чеки после каждой продажи. Если покупатель вернул заказ, чек необходимо аннулировать.
Такой статус подходит продавцам, которые планируют работать на маркетплейсах с одним или несколькими партнерами.
Зарегистрировать ООО можно в отделении Федеральной налоговой службы, на портале «Госуслуги», через МФЦ.
После регистрации необходимо оформить расчетный счет в банке.
При оформлении ООО организации по умолчанию присваивают базовый режим налогообложения — ОСНО. Продавцы, которые работают на маркетплейсах по такой системе, оплачивают налог на прибыль 20%, налог на добавленную стоимость 10% или 20% в зависимости от категории товара.
Во время регистрации ООО предприниматели могут сразу подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН). Вести отчетность при таком режиме значительно проще. Но для перехода на УСН необходимо соответствовать определенным требованиям:
Организации, работающие по УСН, платят НДС только в том случае, если поставляют продукцию из-за рубежа.
Размер единого налога зависит от вида УСН, региона, в котором работает продавец. Кроме единого, организации обязаны выплачивать страховые взносы за каждого сотрудника компании. Подробнее о размерах налогов для упрощенной УСН можно прочитать на сайте Федеральной налоговой службы.
Индивидуальные предприниматели
ИП может продавать товары на маркетплейсах. Для этого нужно онлайн или лично обратиться в МФЦ, банк, подать документы на «Госуслугах». Как и ООО, ИП после регистрации обязательно нужно открыть расчетный счет в банке.
Индивидуальные предприниматели могут выбрать систему УСН или ОСНО. Последняя присваивается по умолчанию. Для перехода на другой режим необходимо подать заявление. Менять систему налогообложения можно один раз в год. При этом придется заново проходить регистрацию на маркетплейсе.
Какие маркетплейсы наиболее популярны
Ozon
Изначально создатели запускали эту площадку для продажи книг, музыкальных и DVD-дисков. Сейчас на Ozon размещают продукцию самых разных категорий: от украшений до строительных материалов. Есть специальный раздел с уцененными товарами. Зона покрытия — РФ, Беларусь, Казахстан.
Wildberries
Маркетплейс-рекордсмен по количеству заказов — примерно 4,5 миллиона в сутки. На Wildberries чаще всего покупают одежду, обувь, товары для дома. Зона покрытия — РФ, Киргизия, Узбекистан, Казахстан, Армения, Беларусь.
Яндекс Маркет
Самый быстрорастущий маркетплейс. Чаще всего пользователи покупают продукцию из категории «Электроника». На Яндекс Маркете можно заказать новые, уцененные, бывшие в употреблении товары, работает система трейд-ин. Зона покрытия — РФ.
Мегамаркет
Относительно молодой маркетплейс Сбербанка. Самые популярные у покупателей категории — электроника, бытовая техника, товары для дома, продукты питания. Зона покрытия — РФ.
Для работы на маркетплейсах предпринимателям лучше выбирать категорию товаров, в которых он разбирается. Перед регистрацией на маркетплейсе необходимо рассчитать примерный оборот, маржинальность, расходы на поставку, хранение продукции и другие затраты, выбрать систему налогообложения. Сделать это гораздо сложнее без знания продукции и аудитории, которой такие покупки интересны.
Также для выбора ниши важно проанализировать конкурентов. Чем популярнее категория товаров, тем выше конкуренция среди продавцов. Чтобы получать крупную прибыль, придется вкладывать бюджеты в продвижение.
Выбор в пользу менее популярных категорий снизит уровень конкуренции, но доходы от продаж могут быть не очень высокими.
Собрали для вас список самых востребованных ниш на маркетплейсах в 2024 году:
С чего начать работу на маркетплейсах: пошаговая инструкция
Изучите политику площадки
Перед запуском магазина узнайте, что разрешено продавать на маркетплейсе, какой статус необходимо получить для торговли, какие есть схемы работы со складом, как выводить средства на банковский счет.
Внимательно проверьте каждый пункт договора о сотрудничестве. Многие площадки обязывают продавцов участвовать в акциях, чтобы товары попадали на первые страницы поисковой выдачи. Уточните, может ли договор обновляться. Настройте уведомления, чтобы не пропустить информацию об изменениях.
Выберите поставщиков
Сделать это можно в онлайн-каталогах, на тематических выставках. Или обратитесь за рекомендацией к другим продавцам. Географически поставщики могут находиться в России или за рубежом.
Перед началом полноценного сотрудничества лучше провести контрольную закупку. Это позволит оценить качество продукции, условия, которые предлагает поставщик.
Зарегистрируйте магазин
Для этого создайте аккаунт, загрузите все требуемые документы, укажите ИНН, электронный адрес, название компании. Важно приложить сертификаты соответствия, разрешения от поставщика на использование чужого товарного знака.
Регистрация на большинстве площадок бесплатная. Исключение — Wildberries. Здесь необходимо оплатить вступительный взнос размером 10 000 ₽.
Добавьте товары
Заполните карточки в соответствии с требованиями маркетплейса. Небольшое количество позиций можно загружать вручную. Чтобы добавить более 100 товаров, лучше использовать автоматическую выгрузку.
Если на площадке предусмотрена модерация, придется подождать ее результатов. Это может занять от одного дня до недели.
Выберите схему работы со складом
На маркетплейсах их три:
1. FBO. Хранение товаров на складе площадки. После оформления заказа сотрудники склада упаковывают продукцию, уведомляют покупателя, доставляют посылки. FBO подходит продавцам, у которых нет своего склада. Они оплачивают хранение товаров и доставку. Один нюанс — продать продукцию, которая хранится на складе маркетплейса, невозможно на других площадках.
2. FBS. Хранение продукции на складе селлера. При работе по такой схеме продавец самостоятельно организует упаковку заказов и передачу в службу доставки маркетплейса. Для этого ему необходимо нанимать сотрудников, оплачивать аренду склада. Преимущество FBS — возможность продавать товары на любых площадках.
3. DBS. Хранение продукции на складе продавца. Отличие от FBS в том, что продавцу не нужно передавать заказы в службу доставки маркетплейса — можно доставлять их самостоятельно.
Какую бы схему ни выбрал продавец, он обязан правильно оформить товар. На каждом продукте должна быть этикетка со штрихкодом, на каждой упаковке — специальный код.
Автоматизируйте учет продаж
Для автоматической загрузки товаров, контроля остатков на складе, обработки заказов продавцам рекомендуется использовать системы автоматического учета. Например, RDV Маркет, EcomCom, InSales, RetailCRM. В большинстве из них можно работать с несколькими маркетплейсами одновременно.
Продвигайте товары
Чтобы справляться с высокой конкуренцией, продавцам приходится вкладывать бюджет в продвижение товаров. Каждая площадка предлагает свои рекламные инструменты.
Помимо этого, оптимизируйте карточки товаров: описания, ключевые слова. Это важно, чтобы выходить выше при поисковом запросе на маркетплейсе.
Для продвижения товаров с маркетплейсов продавцы также используют внешнюю рекламу. Например, таргет в соцсетях, баннеры в поисковых системах.
Может только при соблюдении определенных условий. Годовой доход не должен превышать 2 400 000 ₽, нельзя продавать товары других производителей.
Только продукцией, которую изготавливает сам самозанятый.
Индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью.
Режим налогообложения зависит от статуса предпринимателя или компании. Самозанятые работают по НПД, ООО и ИП — по ОСНО или УСН.
Наиболее популярные категории товаров: одежда, обувь, товары повседневного спроса, электроника, товары для детей, мебель.
Зарегистрировать бизнес, выбрать нишу, поставщика, схему работы со складом. Перед заключением договора необходимо внимательно изучить политику площадки, условия сотрудничества. После этого — создать и наполнить магазин, запустить продвижение, автоматизировать учет продаж.
Продавцам не нужно самостоятельно искать аудиторию, вкладываться в разработку собственного интернет-магазина. На площадках отлажена система продвижения, работает техническая поддержка. Есть возможность использовать склады маркетплейсов, отправлять заказы по всей России и некоторым странам СНГ.
* информация в статье актуальна на ноябрь 2023
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»