Проверку контрагента ни в коем случае нельзя пропускать перед заключением договора. Если этого не сделать, вы можете нарваться на мошенников или на компанию с очень плохой репутацией в ФНС и ФАС. А это поставит под сомнение ваш статус добропорядочного налогоплательщика в глазах госорганов.
В статье — пять главных шагов для проверки ваших контрагентов. А в конце рассказываем, как упростить весь процесс до одного клика.
Шаг 1. Проверьте ИНН и получите выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП
Это можно сделать на сайте ФНС — достаточно ввести ИНН. Если сервис выдаст ошибку, то ИНН неправильный: так делают некоторые мошенники, которые совсем не заморачиваются и дают случайный набор цифр.
Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП нужна для подтверждения, что контрагент не снят с учета, и проверки всех данных компании (реквизитов, местонахождения и регистрации, лицензии и многого другого). Формально документ действителен только в течение одного дня, потому что после этого данные могут измениться.
Шаг 2. Проверьте адрес компании на массовую регистрацию
У ФНС есть сервис «Прозрачный бизнес». Там по ИНН можно увидеть, какие компании зарегистрированы по тому же адресу, что и ваш контрагент. Иногда оказывается, что формально в одном офисе будто бы ведут дела 20–30 разных бизнесов.
Это красный флаг для вас и налоговой, потому что часто так делают фирмы-однодневки. Заключать договор с такой компанией не стоит.
Шаг 3. Запросите бухгалтерскую отчетность
Напрямую у контрагента или на сайте ФНС, где публикуют данные о состоянии компании на последнюю отчетную дату. Ваши бухгалтеры на основе отчета могут провести финансовый анализ и определить, насколько устойчив бизнес.
Но если на полный анализ у вас нет времени или ресурсов, то можно и самостоятельно оценить стоимость активов, размер долговых обязательств и уставного капитала.
Шаг 4. Проверьте, есть ли у компании проблемы с ФНС
На сайте ФНС вы можете узнать, предоставляет ли контрагент налоговую отчетность и есть ли у него задолженность, взыскивать которую придет судебный пристав.
Кроме того, сервис «Реестр обеспечительных мер» покажет, есть ли у компании имущество, на которое наложен арест или которое находится в залоге у налоговой.
Шаг 5. Используйте системы автоматической проверки контрагента
Выше мы перечислили четыре главных шага при проверке контрагента, но это не все возможные варианты проверки. Например, в идеале еще надо изучить наличие арбитражных дел, исполненных госконтрактов, репутацию руководителя и много других параметров.
Чтобы не тратить на проверку каждого контрагента по несколько часов, были придуманы автоматические системы. Так, в интернет-банке для предпринимателей «УБРиР Бизнес Лайт» встроен сервис «Светофор», который по открытым базам анализирует всю информацию о компании.
«Светофор» делит контрагентов на три категории по цвету:
Красный. Контрагент уже прекратил свою деятельность или близок к этому.
Желтый. Обнаружена подозрительная активность контрагента: неуплата налогов, арест на имущество, большие суммы арбитражных дел или что-то еще. Сервис дает подробный отчет по этой информации.
Зеленый. Это положительный результат анализа: такому контрагенту с большей вероятностью можно доверять.
Проверка контрагента — обязательный этап. Если у вас нет возможности проверять каждую компанию вручную, то подключайте «Светофор», который за один клик покажет всю информацию о потенциальных партнерах.