Топ-5 рекомендаций, как держать бизнес на плаву в это непростое время

Непростые времена часто требуют сложных решений. Но это не значит, что надо импульсивно всех увольнять, чтобы сократить расходы. За много лет кризисов опытные предприниматели сталкивались с разными сложностями — это помогло сформировать пул эффективных советов. Делимся ими в статье.

Совет № 1. Разумно оптимизируйте расходы

Тут важно действовать аккуратно и анализировать последствия. Подумайте, какие расходы сейчас не влияют на увеличение доходов. Позаботьтесь о том, чтобы оптимизация не затронула качество ваших услуг или продукта. И будьте готовы к изменениям — они будут в любом случае, без адаптации никак.

Например, вы владелец рекламного агентства. С начала пандемии вы перевели половину сотрудников на удаленку и переехали в офис поменьше. Спустя год стало окончательно понятно, что даже от такого помещения можно отказаться, так как оно почти всегда пустует. Тогда имеет смысл снять совсем маленькое для регистрации юридического адреса и работу с документами. За год получится существенная экономия.

Совет № 2. Воспользуйтесь поддержкой государства

Если ваш бизнес пострадал от санкций, воспользуйтесь поддержкой государства. Есть все шансы избежать пени и штрафов за просрочку платежей. Так, малые и средние предприятия могут рассчитывать на следующие варианты поддержки:

  • изменение графика платежей по кредитам (кредитные каникулы или реструктуризация);
  • кредиты по льготным ставкам;
  • поручительства по кредитам;
  • льготный лизинг и факторинг;
  • мораторий на банкротство;
  • ограничение комиссий за прием платежей и компенсация части расходов;
  • гранты на создание и развитие бизнеса;
  • специальные меры поддержки предприятий (например, отдельных отраслей или регионов).

Что касается налогов, то в Кабинете министров отрегулировали налоговое законодательство так, что сроки и проверки могут сдвигать в том числе и сами региональные власти. Это упрощает процедуру, все происходит быстрее. К тому же есть разные отраслевые программы. Более подробную информацию о том, на какую помощь можете рассчитывать, запрашивайте в местных центрах поддержки предпринимателей «Мой бизнес».

А все новости по теме отслеживайте на сайте правительства России в разделе «Новости».

Совет № 3. Оперативно корректируйте ассортимент, целевую аудиторию и площадки продвижения

В кризис потребительское поведение чаще всего меняется. Даже у самых лояльных клиентов могут закончиться деньги. Стоит подумать вместе с отделом продаж и пойти одним из трех путей:

  • подстроить продукт под новые запросы аудитории;
  • найти новую аудиторию, оставив продукт прежним;
  • выбрать золотую середину, скорректировав и то, и другое.

Пример. В турагентстве провели опрос в соцсетях и выяснили, что сейчас клиенты не очень-то хотят путешествовать за границу, это дорого. Чтобы продолжать генерировать прибыль, компания решила попробовать предлагать больше туров по России, делать скидки и рекламировать рассрочку.

Совет № 4. Работайте с сотрудниками

На первый взгляд хочется резко снизить ФОТ, сократив часть персонала. Понимаем ваши эмоции, однако это не всегда может быть верным решением. Да, оптимизация имеет место, но важно не уходить в крайности.

Ситуация в экономике непредсказуема, все меняется очень быстро. Вы можете сократить половину штата, а через пару недель начнется резкий спрос на ваши услуги. Уволить легко, а вот заново собрать профессиональную команду за пару недель сложно и дорого.

В то же время логично временно приостановить наем: если нет однозначной уверенности в стабильности бизнеса, расширяться не время.

Совет № 5. Следите за финансовыми показателями

Важно знать наверняка, как обстоят дела с деньгами, и контролировать каждую категорию трат. Будьте готовы к тому, что покупатели могут задерживать платежи и не возвращать долги.

Вот небольшой чек-лист:

  • Контролируйте дебиторку. Напишите список должников, обзвоните их и напомните о необходимости погашения оплаты, регулярно напоминайте о платежах, а в случае неисполнения обращайтесь в суд. Совет: чтобы дебиторка не накапливалась, по возможности временно перейдите на предоплату или частичную оплату.
  • Ведите платежный календарь каждый день. Это инструмент для контроля планируемых поступлений и платежей — так вы избежите кассовых разрывов. Составить и вести его можно на бумаге, в таблице Excel или специальном сервисе.
  • Проверьте склад. Деньги бывают заморожены в запасах неликвидного товара — избавьтесь от него. Это может быть лишняя офисная мебель или техника. Продавайте даже ниже себестоимости, чтобы получить хоть какие-то деньги.
  • Составьте финмодель для худшего сценария развития событий. Это финансовый план бизнеса, который показывает, как меняется прибыль и выручка при изменении других показателей. Вы найдете критически важные точки, поймете, как они влияют на прибыль и что будет с ней при плохом раскладе.
  • Сократите дивиденды. Лучше максимально оставлять прибыль в бизнесе, чтобы был запас прочности.

Мы дали вам базовые советы, которые пригодятся любому виду бизнеса в сложные времена. Попробуйте начать с наименее стрессовых и двигайтесь дальше по пути оптимизации. В процессе наблюдайте за показателями и оперативно реагируйте в зависимости от изменений. Удачи!

Офисы
и банкоматы
Связаться
с банком
Меню Чат Интернет-
банк

Ваш город Екатеринбург?
От выбранного города зависят предложения банка.