Бизнес-план. Как его правильно составить

По статистике, более 90% новых компаний и стартапов закрываются в первый же год работы. Одна из причин — отсутствие четкого бизнес-плана. Кто-то загорается своей идеей и слишком торопится, а кто-то просто не видит смысла в предварительных расчетах, учитывая нестабильную ситуацию на рынке. Результат — напрасная потеря денег и времени.

Бизнес-план позволяет заранее продумать свои конкурентные преимущества, адекватно рассчитать финансовые возможности компании, привлечь необходимые инвестиции, а также предусмотреть ряд серьезных ошибок. Рассказываем, как нужно подготовиться, чтобы все учесть.

Что обязательно должно войти в бизнес-план

Бизнес-план — это документ, максимально полно описывающий компанию. В нем должна быть информация о вашей продукции или услугах, перспективах развития и возможных рисках. В дальнейшем он поможет заинтересовать потенциальных инвесторов, получить господдержку и просто чувствовать себя увереннее в финансовых вопросах.

Из чего должен состоять подробный бизнес-план:

  • Информация о компании — общая информация об организации, ее владельцах и истории, финансовые показатели, система управления, количество сотрудников и финансовая эффективность.
  • Анализ рынка — описание отрасли, исследование рынка и конкурентов, обоснование выводов.
  • План производства — производственный процесс с анализом, расчет себестоимости.
  • Организационная структура компании, — какие подразделения входят, кто кому подчиняется, штатное расписание.
  • Маркетинговая стратегия — описание потребителя продукции, как его будут информировать о товаре или услуге, на каких площадках будут продвигать продукт.
  • Финансовый план со всеми основными расчетами — источники финансирования и доходы, а также все расходы: разовые, регулярные и периодические.

Какие есть разновидности бизнес-планов

В зависимости от цели составления документа различают четыре основных вида бизнес-планов.

Для банка.

Такой план составляют, чтобы получить кредит. Главное — доказать окупаемость и рентабельность предприятия. Если собираетесь обращаться в несколько банков, лучше ориентироваться на международные стандарты UNIDO. Большая часть финансовых организаций определяет свои требования именно на их основе. 

Для инвесторов.

Бизнес-план должен отражать, сколько денег необходимо компании, какие преимущества помогут ей добиться успеха и как быстро она выйдет на окупаемость. Главная задача — убедить инвесторов вложиться в реализацию проекта.

Для получения господдержки.

Существуют разные программы поддержки среднего и малого бизнеса — например, в сельском хозяйстве. Однако компании необходимо соответствовать определенным условиям и доказать это. Так что бизнес-план лучше составлять исходя из требований конкретной госпрограммы.

Для себя.

Такой бизнес-план разрабатывают исключительно для внутреннего применения — его можно составить в удобной для себя произвольной форме. Он помогает руководителю адекватно оценивать перспективы своего проекта и главные риски.

Как составить анализ рынка и конкурентов

В первую очередь  необходимо изучить рынок, на котором вы планируете работать. Иначе можно вложить деньги в продукт или услугу, которые никому не нужны. Другой вариант — окажется, что спрос маленький и конкуренты уже полностью его закрывают.

Например, предприниматель открывает кофейню в небольшом городке и продает кофе по 250 рублей, хотя для местных жителей это слишком дорого. Люди не будут ходить к нему — и неважно, насколько вкусные там напитки и откуда зерна.

Чтобы изучить ситуацию на рынке, можно провести маркетинговое исследование или заказать его. Но если вы собираетесь работать в узконаправленной сфере, то придется анализировать обстановку самостоятельно — дополнительные сведения можно собрать из данных Росстата и экспертных оценок в СМИ.

Что должно быть в полноценном анализе:

  • Характеристика рынка — его размер, актуальная ситуация, динамика цен за последние 5–6 лет, прогнозы и перспективы развития.
  • Описание целевой аудитории — ее возраст, образование, уровень доходов и факторы, которыми она руководствуется при покупке.
  • Стратегия продвижения товара на рынке — обоснование выбранной ценовой политики, которая напрямую повлияет на продажи и прибыль.
  • Характеристика конкурентов — список прямых и косвенных соперников, их доли рынка и прибыли. Также стоит проанализировать, какими методами и технологиями они пользуются, как продвигают продукцию и какой у них персонал.

Какую систему налогообложения выбрать

Государство предоставляет компаниям выбор сразу из пяти систем: одной общей и четырех специальных. В зависимости от масштаба и направления бизнеса можно получить особые условия. Стоит отнестись к этому вопросу внимательно, чтобы получить оптимальный размер налогов, страховых и пенсионных взносов.

  1. Общий режим налогообложения (ОРН). Подходит для всех видов бизнеса, но в первую очередь это вариант для компаний, деятельность которых облагается НДС — например, если продукцию возят из других стран. Нужно платить НДС до 20%, НДФЛ от 13 до 15% за себя и сотрудников, а также налоги на собственность и страховые взносы.

  2. Упрощенная система налогообложения (УСН). Подходит тем, у кого доход не превышает 150 млн рублей, а сотрудников меньше 100. Однако систему нельзя выбрать, если открываете страховую или банковскую организацию, а также производите товары с акцизными марками — например, табак.

    УСН чаще всего выбирают индивидуальные предприниматели, поскольку вести учет и составлять отчеты с ней проще всего. Нужно платить налог от 6% на доход или 5–15% на разницу между доходом и расходом. Если у компании убыток, то 1% от дохода. А также НДФЛ за сотрудников и страховые взносы.

  3. Патентная система налогообложения (ПСН). Подходит для бизнеса с доходом не больше 60 млн и штатом не более 15 сотрудников. При оформлении ИП вы покупаете патент и тем самым уже платите налог. В итоге получаете право на конкретный вид деятельности в определенный период — от месяца до года.

    Это особенно удобно, если вы хотите открыть небольшой бизнес, но не уверены, будет ли спрос — можно купить патент на пару месяцев, чтобы попробовать. Нужно платить за сам патент, а также НДФЛ за сотрудников и страховые взносы.

  4. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Подходит только предприятиям, которые перерабатывают, производят и продают сельхозпродукцию. Она должна приносить не менее 70% прибыли. Нужно платить налог 6% от дохода, НДФЛ и страховые взносы.

    Однако если компания производит продукты, для которых нужен акциз (например, выращивает яблоки для сидра), то ЕСХН не подойдет

  5. Налог на профессиональный доход (НПД). Подходит только предпринимателям, у которых нет наемных работников, и чей доход не превышает 2,4 млн. рублей. Плюс нужно зарегистрироваться как самозанятый.

    Нужно платить налог на прибыль 4% при продаже товаров или услуг физическим лицам и 6% при работе с юрлицами или ИП. Пенсионные взносы — по желанию предпринимателя.

Что включить в финансовый план

Важно описать все актуальные источники финансирования, а также настоящие доходы и расходы: разовые, регулярные и периодические. На основе этих данных можно составить прогнозы на первый год работы и на следующие 3–5 лет.

Какие отчеты входят в финансовый план:

  • Прогноз продаж. Описывает, какой объем продукции вы планируете реализовать в ближайший год. При этом каждый товар или услугу важно считать отдельно. А еще должна быть указана себестоимость, то есть расходы исключительно на производство. Например, для кафе это будет стоимость ингредиентов — без учета арендной платы за помещение.
  • Прогноз оплаты труда. Учитывает, сколько денег уйдет на выплату заработной платы сотрудникам. Также стоит внести сюда все страховые и пенсионные взносы.
  • Отчет о прибылях и убытках. Его делают на основании прогноза продаж и всех будущих расходов. Результат показывает, способна ли компания приносить прибыль каждый месяц.
  • Отчет о движении наличных средств. Показывает, сколько денег фактически есть у компании. К имеющейся сумме добавляют поступления, которые ожидаются от клиентов, а затем вычитают расходы на налоги, кредиты и оплату счетов. Становится ясно, есть ли нехватка средств или их достаточно, например, чтобы купить новое оборудование.
  • Балансовый отчет. Отражает финансовое положение бизнеса — здесь перечисляют активы, пассивы и собственный капитал.
  • Отчет об использовании средств. Показывает потенциальным инвесторам, на что конкретно пойдут их деньги. Здесь указывают основные направления и расходы по каждому из них — например, закупку оборудования, продажи и маркетинг.

Бонус: как облегчить себе регистрацию ИП или ООО

Составление бизнес-плана отнимает много времени и сил. А ведь предпринимателю, кроме этого, нужно решить еще множество вопросов, чтобы открыть свое дело. Поэтому для некоторых задач лучше использовать уже готовые решения.

Например, для регистрации ИП или ООО можно воспользоваться сервисом от банка УБРиР.

Документы для налоговой подготовят за вас. Нужно только указать все данные в полях формы, следуя подсказкам, а затем проверить заполненные бланки. 

Регистрация юрлица происходит онлайн. Все документы можно подать и получить удаленно, не нужно ехать в налоговую — достаточно подтвердить личность в ближайшем офисе банка. 

Сервис абсолютно бесплатный. Даже госпошлины за онлайн-регистрацию нет. Понадобится лишь электронная цифровая подпись, но и ее вам помогут получить без дополнительных трат. 

Легко внести любые изменения. Не придется лишний раз куда-то ехать или заново подавать документы. Нужно заполнить только те данные, которые хотите поменять — например, фамилию или номер паспорта. А затем следовать инструкциями сервиса. 

Если не хотите тратить время на поездки в налоговую и сбор документов для регистрации ИП или ООО, воспользуйтесь сервисом банка УБРиР. Просто начинайте онлайн-регистрацию на сайте — дальше вам помогут специалисты банка.

Офисы
и банкоматы
Связаться
с банком
Меню Чат Интернет-
банк

Ваш город Екатеринбург?
От выбранного города зависят предложения банка.