Угроза получить иск на 5 миллионов рублей или тюремный срок есть даже за случайное использование чужого товарного знака. Расскажем, как разобраться в теме и что происходит в действительности.
Для чего регистрируют товарные знаки?
Получить исключительное право — монополию
Если вы зарегистрировали товарный знак, то ни одна организация в стране не может пользоваться таким же или похожим обозначением, как у вас.
Правообладатели выводят с рынка соперников, которые хотят заработать на чужом товарном знаке. Владельцы могут подать иск на нарушителей, получить компенсацию и утилизировать контрафакт.
Избежать судебных исков внезапных правообладателей
Нарушение прав произойдет, даже если не использовать полностью скопированный товарный знак. Основанием для иска послужит и схожесть знака с чужим. Если клиенты легко могут спутать организации, значит нарушение есть. Зарегистрированный товарный знак помогает наказывать недобросовестных конкурентов и подстраховаться, если появится «внезапный» правообладатель.
Защитить себя от конкурентов
Например, вы не зарегистрировали наименование вашей компании как товарный знак. Новая организация может оформить его на себя, а после подать на вас иск в суд.
История «у нас ваш товарный знак, ждём денег» — встречается нечасто. Эти случаи свойственны рынкам с большим количеством конкурентов.
Избежать патентных троллей
Патентные тролли — это организации, регистрирующие на себя множество товарных знаков. У троллей нет производства, они гонятся за возможностью получить деньги с компаний, которые используют такой же товарный знак без регистрации.
Когда дело рассматривают в суде, то уделяют внимание тому, какую деятельность ведет правообладатель. Если компания, которая зарегистрировала знак, не пользуется им, то сумму компенсации сокращают.
Защитить свой домен от других владельцев товарных знаков
Домены — это «техническое средство адресации», такова позиция правоохранительных органов. В таких делах мнение суда — защита товарного знака, а не домена.
Докажите в суде, что знак был зарегистрирован незаконным путем, так можно избежать иска. Для это необходимо подготовить отдельное заявление в Роспатент, Федеральную антимонопольную службу (ФАС) или суд.
Убрать нарушителей из интернета
Если у организации появляется конкурент в интернете с похожим названием сайта, страницы в социальной сети или на маркетплейсе, то необходимо написать жалобу на ресурс. Предъявите свидетельство на товарный знак и через пару дней страницу конкурента заблокируют.
Отправьте жалобу через форму обратной связи на маркетплейсе или в социальной сети. Площадки быстро реагируют на такие обращения и помогут защитить вас от наглых конкурентов.
Убрать контекстную рекламу конкурентов
Другие компании могут настроить поисковую рекламу, прописать название вашей организации или товара. Если ваш товарный знак манифестирован, вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и суд. Органы накажут нарушителя, потребуют компенсации, наложат штраф или вынесут предписание без штрафа.
Соответствовать требованиям контрагентов
Маркетплейсы выбирают работать с поставщиками, которые владеют товарным знаком или имеют на него лицензию — это безопаснее. Часть площадок не интересуются этим вопросом, но включают в договор подобный блок: поставщик уведомил, что его товары не нарушают права владельцев чужих знаков. Если нарушения есть, то организация заплатит компенсацию маркетплейсу, выплатит все денежные потери и штраф.
Продавать франшизы
Продажа франшизы с незарегистрированным товарным знаком может навредить её покупателю. Если окажется, что товарный знак на бренд давно зарегистрирован другой организацией, то отвечать в суде будет франчайзер и каждый франчайзи.
Пользоваться регистрацией товарного знака в рекламе
Организации могут владеть товарными знаками сроком на 10 лет. Это говорит о том, что компания стабильно работает на рынке и не исчезнет в ближайшее время.
Обладатели права на товарный знак уведомляют клиентов и партнеров о его наличии и размещают свидетельство о регистрации на сайт во вкладку с документами, сертификатами и отзывами. Вносят рядом с зарегистрированным обозначением символ ®. Его можно размещать только владельцем товарных знаков.
Исключить ввоз контрафакта через границу
Если в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) включен товарный знак, то таможня не пропустит перевозчика с товаром без согласия владельца. За границей российские знаки не имеют правовой силы, поэтому иностранцы производят любые товары.
Меньше тратить на налоги и поднять стоимость компании
Товарный знак — нематериальный актив компании. Знаку можно назначить цену и поставить на баланс, таким образом компания станет дороже. Это будет полезным тем организациям, которые хотят привлечь новых партнеров и инвесторов или получить государственные лицензии.
Такое решение не увеличит налоговую базу: стоимость активов компании возрастет, а налоги платить не понадобиться.