Сотрудничать с ИП или самозанятым: кого выбрать бизнесу

Сотрудничать с ИП или самозанятым: кого выбрать бизнесу

При выборе исполнителей руководители бизнеса в первую очередь ориентируются на их навыки и опыт, но налоговый статус тоже важен. У сотрудничества с ИП и самозанятым есть свои правила, плюсы и минусы.

В статье рассказали, с кем бизнесу лучше работать и как правильно составить договор.

Содержание:

Общее о сотрудничестве с самозанятыми и ИП

Плюсы и минусы работы с самозанятыми и ИП на НПД

Плюсы и минусы сотрудничества с ИП на других режимах (не НПД)

Сравнительная таблица: ИП или самозанятый для бизнеса в 2025 году

По каким признакам договорные отношения могут быть переквалифицированы в трудовые

Главное

Дарим промо-период 3 месяца на РКО
И специальные подарки от УБРиР
Забрать подарок
Дарим промо-период 3 месяца на РКО

Общее о сотрудничестве с самозанятыми и ИП

Если вам необходим исполнитель по разовой сделке или для выполнения проектной работы, то выбор ИП или самозанятого — это экономия времени и средств бизнеса.

Оформление договора гражданско-правового характера (ГПХ) проходит проще, чем наём сотрудника в штат. Не потребуется издание приказов, локальных актов и ведение отчётности. Для начала работы достаточно просто заключить договор.

Также бизнес может сэкономить на обязательных платежах: не потребуется платить налоги и взносы по исполнителю. Эта обязанность лежит на нём самом в зависимости от системы налогообложения, которую он применяет.

Важно, что нельзя подменять трудовой договор гражданско-правовым. Если не соблюдать это требование, налоговая может заметить признаки трудовых отношений и переквалифицировать договор, тогда придётся платить налоги и взносы, как за работника в штате. Поэтому сотрудничать с ИП и самозанятыми можно только в рамках разовых и проектных работ.

Плюсы и минусы работы с самозанятыми и ИП на НПД

НПД — это налог на профессиональный доход. Такой налоговый режим подходит для самозанятых и ИП.

К плюсам сотрудничества с самозанятым или ИП на НПД относятся:

Не придётся платить налог на доходы физических лиц и взносы. Физлицо на НПД перечисляет налоги в бюджет самостоятельно, а взносы платит по своему усмотрению. Не потребуется выплачивать ему больничные, отпускные, пособия и премии.

Оплата перечисляется по результатам. Оплачивается только выполненная работа. Если задача подразумевает несколько этапов, можно перечислять средства за каждый этап.

Быстрое начало сотрудничества. Достаточно заключить договор — и можно приступать к работе. Заключение договора с самозанятым и ИП на НПД происходит только по усмотрению заказчика, но лучше не пренебрегать этим. Договор обезопасит вас в случае спорных моментов. Прекратить сотрудничество тоже легко — оно считается завершённым, как только исполнитель закончил работы.

У сотрудничества с самозанятым и ИП на НПД есть и минусы, которые стоит учитывать:

Отсутствие возможности работать с бывшими сотрудниками. Если с момента увольнения работника прошло менее двух лет, то заключить с ним договор нельзя.

Ограничение по доходу. Если доходы по всем видам деятельности самозанятого или ИП на НПД превысят 2,4 млн ₽, то вам придётся перечислить в бюджет НДФЛ и взносы на страхование.

Переквалификация отношений. Есть риск, что налоговый орган может заметить, что сотрудник, например, работает по графику, и переквалифицировать сотрудничество в трудовые отношения. В этом случае работодателю придётся платить НДФЛ и страховые взносы.

Запрет на сотрудничество по некоторым видам договоров. Например, по агентским, трудовым договорам, договорам комиссии и поручения. Подходят только договор на оказание услуг, договор подряда, аренды или другие виды договоров ГПХ.

Плюсы и минусы сотрудничества с ИП на других режимах (не НПД)

К плюсам сотрудничества с ИП относятся следующие пункты:

Нет обязательств выплачивать налоги и взносы. Заказчик не обязан удерживать НДФЛ и перечислять страховые взносы. Вы не будете нести ответственность, если ИП нарушит требования применяемого к нему налогового режима.

Простое оформление и прекращение работы. Начать сотрудничество легко, заключив договор. Расторгнуть его можно в любой момент.

Не потребуется соблюдать лимит по доходам. У вас нет необходимости отслеживать лимит по доходам ИП. Исполнитель сам несёт ответственность за соблюдение условий его налогового режима.

Не существует ограничений по виду деятельности. Индивидуального предпринимателя можно нанимать для исполнения практически любых видов работ. Важно только, чтобы этот вид деятельности был прописан в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Также с ИП можно заключать практически любые договоры. Трудовой тоже, но это будет уже не сотрудничество, а стандартный наём со взносами и налогами.

Снижаются затраты на сложные проекты. Обычно у ИП есть в штате подходящие эксперты и оборудование, поэтому бизнесу не надо тратить на это дополнительные средства.

У работы с ИП есть также недостатки:

  • Риск, что налоговая переквалифицирует отношения с ИП в трудовые.
  • Если в договоре указана необходимость выплаты аванса подрядчику, то существует риск того, что он может скрыться от обязательств при первом получении денег. В таком случае вам придётся защищать права в судебном порядке.

Чтобы быть уверенным в выборе контрагента, проверьте его в сервисе «Светофор» от УБРиР. Сервис сортирует информацию из десятка источников с помощью десятков критериев риска и выдаёт в виде понятных сигналов. Так можно избежать сотрудничества с неблагонадёжными контрагентами, сохранить деньги и репутацию.

Сравнительная таблица: ИП или самозанятый для бизнеса в 2025 году

Собрали основную информацию в таблицу для сравнения.

Выбирайте ИП, если:

  • Работаете с бывшим сотрудником.
  • Суммы сделок больше 2,4 млн ₽ в год.
  • Нужен исполнитель с командой и оборудованием.

Выбирайте самозанятого, если:

  • Нужен разовый исполнитель или фрилансер.
  • Хотите минимум бюрократии.
  • Сумма сотрудничества небольшая.

По каким признакам договорные отношения могут быть переквалифицированы в трудовые

Договоры с ИП и самозанятыми необходимо составить так, чтобы налоговая не приняла их за трудовые. Исключите признаки и условия, которые могут вызвать у ФНС сомнения:

Регулярные выплаты

  • Ежемесячные фиксированные платежи. Например, 50 000 ₽ каждый месяц 10-го числа.
  • Выплаты, привязанные к отработанному времени, — например, почасовая оплата, как у штатных сотрудников.

Как должно быть:

  • Плата за конкретный результат. Например, 30 000 ₽ за разработанный лендинг. Когда проводите оплату, составляйте акты выполненных работ.

Подчинение внутреннему распорядку

  • Исполнитель обязан работать с 9:00 до 18:00.
  • Ему оплачивают отпуск, больничные.
  • Требуется соблюдение дресс-кода или корпоративных правил.

Как должно быть:

  • Исполнитель сам решает, когда и где работать — удалённо или в своём графике.
  • Нет штрафов за опоздания или требования отмечаться в табеле.

Предоставление рабочего места и инструментов

  • Компания выдала ноутбук, корпоративную почту, доступ к внутренним системам.
  • Исполнитель работает за столом в общем офисе.
  • Использует материалы и оборудование заказчика, например служебный автомобиль.

Как должно быть:

  • ИП/самозанятый работает на своём ноутбуке и телефоне.
  • Если нужен доступ к системе — оформляется временный гостевой доступ, а не учётная запись сотрудника.

Контроль процесса работы, а не результата

  • Заказчик требует отчитываться за каждый этап, например, на ежедневных планёрках.
  • Заказчик запрещает работать с другими клиентами.

Как должно быть:

  • Заказчик проверяет только итог, например дизайн сайта или написанный текст.
  • Исполнитель сам выбирает способ выполнения задачи.
  • Нет запрета на параллельные проекты.

Главное

Сотрудничать с ИП и самозанятыми может быть выгоднее, чем нанимать сотрудника в штат. Главное — правильно составить договор, чтобы не было признаков трудовых отношений. Иначе есть риск, что налоговая оштрафует и обяжет выплатить НДФЛ и взносы.

Чтобы вести бизнес безопасно и не переживать за текущие задачи, воспользуйтесь сервисами для снижения рисков от УБРиР. С их помощью можно проверять надёжность контрагентов, проводить комплексную оценку своего предприятия, страховать карты и расчётные счета.


Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»

Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: ВКонтакте и Telegram

Снижайте риски для бизнеса с УБРиР
Занимайтесь развитием вашего дела, а мы поможем решить текущие задачи
Подробнее
Читайте по теме:
Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(