Как работает закон о рекламе

В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ компании, ИП, самозанятые, а также частные лица обязаны маркировать рекламу, которую размещают в интернете, и подавать сведения о ней в Роскомнадзор. В противном случае им грозит штраф до 500 000 рублей.

В статье расскажем, какие форматы рекламы подпадают под действие закона, и приведём примеры ситуаций, когда без маркировки можно обойтись.

Что такое маркировка рекламы и зачем она нужна

Сторис, поп-ап, баннер, видео, иллюстрация, текст — неважно, в каком формате вы хотите рассказать пользователям о товарах и услугах, практический любой креатив перед размещением в цифровом пространстве нужно маркировать.

Для этого необходимо добавить следующую информацию:

  • пометку «Реклама»;
  • токен — уникальный идентификатор;
  • информацию о рекламодателе.

Но это ещё не всё. По закону рекламодатель должен заключить договор с оператором рекламных данных (ОРД) и после маркировки загрузить объявление на его платформу.

Рекламодатель может заключить договор как с одним оператором рекламных данных, так и с несколькими сразу. В реестр входит семь ОРД:


Реестр операторов рекламных данных в будущем может пополняться

При работе с системами Яндекса, Ozon и ВКонтакте заключать договор с ОРД не нужно — на этих площадках есть собственные кабинеты ОРД. Просто внесите информацию о своём бизнесе, а сервисы автоматически промаркируют рекламные креативы и отправят сведения о них в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), который контролируется Роскомнадзором.

В остальных случаях после получения рекламных данных ОРД присваивает креативу идентификатор. Рекламораспространитель должен добавить его в URL страницы. Если такой возможности нет, например когда рекламная публикация — это пост в Телеграме, токен в формате erid: ххх указывается в тексте или на иллюстрации.


Токен вместе с пометкой «Реклама» и данными о рекламодателе можно разместить под иллюстрацией. Эта информация должна быть заметной и хорошо читаться

Затем ОРД передаёт данные о рекламном объявлении в ЕРИР. По присвоенному идентификатору Роскомнадзор отслеживает всю информацию, связанную с креативом: содержание, стоимость, а также цепочку агентств и посредников, которые участвовали в его создании и публикации.

Данные реестра Роскомнадзора хранятся от 5 лет. Доступ к этой информации есть только у нескольких заинтересованных сторон.


Участники могут получать определённые сведения

Благодаря закону о единой системе учёта интернет-рекламы участники процесса получили следующие возможности:

  • Контролирующие органы смогут эффективнее выявлять мошеннические схемы и минимизировать риск появления финансовых пирамид.
  • Налоговые органы теперь отслеживают стоимость рекламных кампаний и доходы рекламодателей.
  • Заказчики рекламы видят путь рекламного бюджета и действия посредников.

Планируется, что рекламный рынок станет более прозрачным и регулируемым, а права потребителей будут защищены.

Какую рекламу нужно маркировать

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, информация считается рекламой, если она:

  • адресована неопределённому кругу лиц на территории России;
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, создаёт интерес к нему и продвигает его на рынке.

Виды рекламы, которые подлежат маркировке, в законе чётко не обозначены, но под перечисленные характеристики точно попадает контекстная и баннерная реклама, реклама у блогеров, в том числе в формате видео, а также рекламные посты в соцсетях.

В законе также подчёркивается, что в понятие рекламы входит информация, которая распространяется в любой форме, любым способом и с использованием любых средств. Это значит, что формат рекламы значения не имеет.

Маркировать нужно платные и бесплатные креативы:

  • текстовые и текстово-графические блоки;
  • арендные ссылки в SEO-статьях;
  • подкасты;
  • видеоролики;
  • кружки в телеграм-каналах;
  • сторис;
  • тизеры, гиперссылки и QR-коды, которые привлекают внимание пользователей к товару или услуге;
  • спонсорскую рекламу;
  • интеграции рекламы в онлайн-трансляциях.

Маркировка креативов в Телеграме стала обязательной с момента публикации уточняющего письма Федеральной антимонопольной службы в октябре 2022 года. В тексте сообщения говорится, что реклама должна быть промаркирована, если она публикуется в каналах и ориентирована на широкий круг пользователей. В случае, когда Телеграм используется как мессенджер и речь идёт об обмене сообщениями между конкретными пользователями, маркировать рекламу не нужно.


Так выглядит правильная маркировка рекламного креатива в публичном канале в Телеграме. На иллюстрации стоит пометка «Реклама», указаны сведения о конечном рекламодателе и токен

Маркировке также подлежит реклама, которая была отправлена через чат-бота в Телеграме со ссылкой на страницы рекламодателей. Отчитываться придётся и за чужого чат-бота в своей группе.

Роскомнадзор призывает маркировать рекламу своих товаров и услуг на личном сайте, на странице в соцсетях и в своём приложении, поскольку Федеральная антимонопольная служба может признать такие креативы рекламным объявлением. То же касается и маркировки рекламы компаний и ИП, которая публикуется через медиа- и рекламное и агентство, а также через партнёра-рекламораспространителя — у блогера, на стороннем сайте или странице в социальных сетях.

Когда маркировка не нужна

От маркировки освобождены сервисы веб-аналитики, например Яндекс Метрика, и сервисы для подготовки отчётов по рекламе, например Tableau, поскольку они не имеют отношения к цепочке размещения рекламы.

Согласно распоряжению Правительства от 30.05.2022 № 1362-р маркировать также не требуется:

  • email-рассылки по своим клиентским базам с рекламой собственных товаров и услуг;
  • рекламу своих товаров и услуг через электронные сообщения, которая отправляется группе пользователей.

Речь идёт только о саморекламе. Если компания продвигает чужой товар, например в своей email-рассылке, маркировать креативы нужно.

Кроме того, Роскомнадзор позволяет не маркировать:

  • социальную рекламу — креативы некоммерческого характера, которые направлены на привлечение внимания к проблемам социума и на изменение моделей общественного поведения;
  • рекламу в радио- и телепередачах, которая попала в интернет без изменений в сравнении с первоисточником;
  • объявления о перепродаже товаров на Авито, Юле и подобных площадках;
  • сведения о собственных чат-ботах в рассылках Телеграма и ВК;
  • аналитику и справочно-информационные материалы;
  • обзоры группы товаров разных производителей без фокусировки внимания пользователей на конкретном товаре и услуге;
  • органичные интеграции — например, упоминания о новинках продуктов;
  • обзорные статьи о своих товарах и услугах на собственных сайтах и каналах в соцсетях;
  • добавление пользователей в каналы, чаты и группы в соцсетях.

Закон позволяет не маркировать рекламу, которая запущена из России, но показывается только на иностранных сайтах для пользователей из-за рубежа. Если у вас на сторонних ресурсах есть опубликованные рекламные материалы, по которым договорные отношения закончились до 1 сентября 2022 года, за маркировку можно тоже не беспокоиться.

Какие штрафы грозят бизнесу за несоблюдение закона

За отсутствие в рекламном креативе пометки «Реклама» и сведений о конечном рекламодателе предусмотрена административная ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ.

Размер штрафов зависит от категории, к которой относится рекламодатель:

  • для граждан — от 2000 до 2500 рублей;
  • для должностных лиц и ИП — от 4000 до 20 000 рублей;
  • для малого бизнеса — от 50 000 до 250 000 рублей;
  • для средних и крупных компаний — от 100 000 до 500 000 рублей.

С 1 сентября 2023 года заказчиков и создателей рекламы будут штрафовать за непредставление или несвоевременную отправку сведений о рекламе в Роскомнадзор, а также за передачу неактуальной, неточной и недостоверной информации.

Суммы штрафов будут следующими:

  • для граждан — 100 000 рублей;
  • для должностных лиц и ИП — 200 000 рублей;
  • для юридических лиц — 500 000 рублей;
  • для ОРД — 700 000 рублей.

Согласно отчёту Роскомнадзора сегодня рекламу маркируют уже 5,7 млн рекламодателей. Посмотреть сведения о своих рекламных кампаниях можно в личном кабинете информационной системы «Единый реестр интернет-рекламы».

Офисы
и банкоматы
Связаться
с банком
Меню Чат Интернет-
банк

Ваш город Екатеринбург?
От выбранного города зависят предложения банка.