В России появился новый налоговый режим — автоматизированная упрощённая система налогообложения (АУСН). Пока она действует в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан, а если эксперимент окажется успешным, такая форма будет доступна по всей стране. Рассказываем об условиях АУСН и разбираемся, для кого этот режим выгоден.
Какие условия и отличия от других форм налогообложения
Главная особенность АУСН — с ней предпринимателю не нужно самостоятельно рассчитывать налоги. Этим занимается Федеральная налоговая служба (ФНС). Она учитывает данные о доходах и расходах из разных источников: информация поступает от банка, кассового аппарата, личного кабинета плательщика на сайте ФНС.
Каждый месяц до 15-го числа налоговая служба присылает уведомление с суммой, которую необходимо оплатить. Предприниматель должен проверить, правильно ли были учтены доходы и рассчитан налог. Его нужно платить ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.
Налоговая ставка
Есть две формы АУСН — «Доходы» и «Доходы минус расходы». Ставка зависит от выбранного варианта. При первом варианте она составляет 8% и начисляется на выручку без учёта издержек. При втором нужно платить 20% налога с чистой прибыли и не менее 3% от общих доходов.
Например, годовые доходы предпринимателя составили 1 млн рублей, а расходы — 900 тысяч рублей. Можно подумать, что налог будет равен 20 000 рублей — 20% с прибыли в 100 тысяч. Но это меньше, чем 3% от дохода, поэтому налог считается по второй ставке. Итого предприниматель заплатит 3% от 1 млн, то есть 30 000 рублей.
Стандартная ставка на других налоговых режимах
Страховые взносы
Взносы на медицинское, пенсионное и социальное страхование за себя и за сотрудников платить не нужно. Это относится и к обязательным платежам, и к дополнительным при превышении определённого уровня дохода за год.
На пенсии нулевые ставки по взносам не отразятся. Предпринимателю и работникам будет начисляться стаж, а социальные гарантии обеспечит государство из своего бюджета.
Страховые взносы на других налоговых режимах
Отчётность
На АУСН минимум отчётности — не нужно сдавать налоговую декларацию, расчёт по страховым взносам, 6-НДФЛ. Но некоторые документы необходимы: декларация по НДС и бухгалтерская отчётность.
Отчётность на других налоговых режимах
Наёмные работники
Предпринимателям и организациям на АУСН разрешено нанимать до пяти сотрудников — считаются и штатные работники, и те, с кем заключён гражданско-правовой договор. Зарплату можно выплачивать только в безналичной форме.
Наем работников на других налоговых режимах
Кто может применять АУСН и кому это выгодно
Использовать АУСН могут индивидуальные предприниматели и юридические лица. Они должны соответствовать трём условиям:
- Годовой доход — до 60 млн рублей.
- Штат сотрудников — до пяти человек.
- Расчётный счёт открыт в одном из уполномоченных банков, которые могут выступать налоговыми агентами.
Главная финансовая выгода АУСН в том, что при такой форме налогообложения не нужно платить страховые взносы за себя и за наёмных сотрудников. Но налоговая ставка при этом выше по сравнению, например, с УСН. Чтобы понять, подходит ли вам автоматизированный режим, рассчитайте, сколько вы платите со своих доходов сейчас и сколько платили бы на АУСН.
Например, доход предпринимателя — 5 млн рублей в год. НА УСН «Доходы» он платит налог 6% с выручки, то есть 300 тысяч рублей. А также страховые взносы: обязательные уже учтены в налоге, дополнительные составляют 1% с дохода больше 300 тысяч рублей — это 47 тысяч. Итого — 347 тысяч рублей.
На АУСН взносов нет, но ставка выше. С выручки 5 млн рублей предприниматель заплатил бы 8% — 400 тысяч рублей. При таком доходе автоматизированная система невыгодна.
Как перейти на АУСН
До 2027 года АУСН доступна только в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Действующие предприниматели и юрлица из этих регионов могут перейти на автоматизированный режим с другой формы налогообложения, а новые бизнесы — сразу зарегистрироваться по АУСН.
В обоих случаях нужно подать заявление в налоговую — лично, в кабинете налогоплательщика на сайте ФНС или через банк, в котором открыт расчётный счёт. Для регистрации ИП понадобится только паспорт, для юридического лица — также протокол учреждения и устав организации.