Маркетплейс — это огромная онлайн-витрина, на которой тысячи предпринимателей продают свои товары. На площадку уже приходит миллионный трафик, так что продавцу не надо самому искать клиентов, а еще площадка может взять на себя доставку и рекламу товаров.
При этом у каждого маркетплейса есть требования: где-то работают только с ООО, где-то есть разные форматы доставки. Новичку легко запутаться. Разбираемся в нюансах.
Что сделать, чтобы появиться на маркетплейсе
- Стать ИП или ООО: чаще всего маркетплейсы работают с ними. Но иногда — и с самозанятыми, так можно выйти, например, на Wildberries.
-
Выбрать правильные коды ОКВЭД
Код ОКВЭД надо выбрать и указать при регистрации компании. Он показывает, чем именно занимается предприниматель: ловит рыбу — в коде есть цифра 8, делает одежду — цифра 14. Эти данные нужны для налоговой, по ним она может сравнить реальную деятельность компании и код, который ей присвоен. Логично, что они должны совпадать.
Если компания занимается многими вещами — что-то продает, что-то доставляет, — можно выбрать несколько кодов. Но для работы на маркетплейсе хотя бы один код должен показывать, что компания ведет торговлю в интернете. Подойдет, например, ОКВЭД 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».
- Заполнить анкету и подать заявку на регистрацию на маркетплейсе.
- Прикрепить документы к анкете. Обычно нужны копия паспорта и свидетельство ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
- Принять оферту маркетплейса и подписать ее галочкой на сайте. В течение нескольких дней придет информация, заключен ли договор.
Как сотрудничать с Яндекс.Маркетом
Кто может продавать: юрлица и ИП, зарегистрированные в России. Самозанятые — нет.
Что продавать: практически все, кроме запрещенных к дистанционной продаже товаров. По закону на маркетплейсах нельзя продавать пиротехнику, ветпрепараты, лекарства, алкоголь, оружие, животных и растения, табачные изделия и кальяны. Кроме этого, на Яндекс.Маркете еще нельзя продавать, например, косметические тестеры. Полный список запрещенки здесь.
Комиссия для продавца: от 2 до 9% цены товара.
Модели работы:
- FBS. Хранение и упаковка — на продавце, доставка — на площадке.
- Экспресс-доставка. Доставкой занимаются курьеры Яндекса, услуга доступна в 16 городах России.
- DBS. Маркет только передает заказы, за хранение и доставку отвечает продавец.
- FBY. И хранением, и продажей, и доставкой занимается Яндекс.Маркет.
Регистрация на Яндекс.Маркете
Как сотрудничать с OZON
Кто может продавать: ИП или юрлицо, самозанятые — нет.
Что продавать: все, кроме запрещенки. Однако на некоторые товары попросят больше документов. Например, чтобы продавать спортивное питание, нужно загрузить и отправить на модерацию свидетельство о государственной регистрации или декларацию соответствия. Чтобы выставить на продажу квартиру в новостройке, нужно представить заключение о соответствии. Список документов для разных категорий — в базе знаний маркетплейса.
Комиссия для продавца: от 4 до 15% за исполненный заказ + логистика.
Модели работы:
- FBO — продажи со склада маркетплейса. OZON отвечает вообще за все.
- FBS — продажи со склада продавца. Сборка, упаковка и доставка на продавце, но можно пользоваться логистикой OZON.
Регистрация на OZON
Как сотрудничать с Wildberries
Кто может продавать: самозанятые, ИП и юрлица.
Что продавать: все, что не запрещено законом.
Комиссия для продавца: от 5 до 15%.
Модели работы:
- Поставка товара на склады площадки, дальше за реализацию отвечает площадка.
- Самостоятельная доставка покупателю. Можно отправлять товары в пункты выдачи.
- Пункт 3
Регистрация на Wildberries