Как сделать возврат по эквайрингу

Как сделать возврат по эквайрингу

По закону покупатель — физическое лицо имеет право обменять товар или вернуть за него деньги в течение 14 дней со дня покупки. Рассказываем, что в таком случае делать продавцу, если клиент расплачивался безналичным способом: картой или с помощью смарт-устройства.

Содержание:

Что такое эквайринг

Почему возникает необходимость в возврате средств

Виды возврата

Как сделать возврат по эквайрингу: инструкция

Возврат денег на карту покупателя при эквайринге: сколько дней занимает

Юридические аспекты

Часто задаваемые вопросы

Возврат по эквайрингу: главное и советы предпринимателям

Что такое эквайринг

Эквайринг — это приём оплаты за товары или услуги безналичным способом. Покупатель может расплатиться банковской картой через терминал, смартфоном или устройством с NFC по QR-коду Системы быстрых платежей (СБП) или с помощью специальной формы при онлайн-покупках.

В эквайринге участвуют четыре стороны:

  • покупатель,
  • банк-эмитент карты покупателя,
  • продавец,
  • банк-эквайер продавца.

Покупатель прикладывает карту, устройство с NFC к терминалу или считывает при помощи смартфона QR-код. Информация о платеже поступает в банк-эквайер продавца. Тот направляет сведения о карте банку-эмитенту. Банк-эмитент проверяет карту на блокировку и платёжеспособность. Если ограничений нет, информация поступает в банк-эквайер и на терминал. Сумма списывается со счёта клиента и поступает в банк-эквайер, а затем на счёт продавца — такая операция называется возмещением по эквайрингу.

Оплата по QR-коду СБП или с помощью устройства с NFC работает по такому же принципу. Если нет проблем с интернет-соединением, весь процесс безналичной оплаты занимает несколько секунд.

Подробно о видах эквайринга и о том, как он работает, рассказали в нашей статье.

Эквайринг в УБРиР

Все виды эквайринга для любой сферы бизнеса

Подробнее

Почему возникает необходимость в возврате средств

Бывает, что продавцу приходится возвращать деньги за товар или услугу, например:

  • покупателю не подошёл товар, и он хочет его вернуть;
  • товар оказался некачественным или с браком, который покупатель заметил уже дома;
  • клиенту не оказали услугу или оказали некачественно;
  • продавец ошибся — например, пробил лишние товары или не на ту сумму.

Виды возврата

Покупатель может вернуть деньги в день покупки или в течение следующих 14 дней. От того, когда он обратится к продавцу, зависит вид возврата.

Отмена покупки. Это возврат по терминалу эквайринга день в день. Например, клиент купил в магазине брюки, потом прошёлся по другим торговым точкам и нашёл более подходящую модель. Он решил вернуть первую покупку в этот же день. Но при отмене есть ограничения:

  • Имеет значение длительность операционного дня в банке. Если банк обслуживает безналичные операции до 18:00, сделать отмену в 19:00 уже не получится, придётся оформлять возврат. 
  • Нельзя вернуть часть товаров. Например, если клиент купил брюки, ремень и носки, а сдать хочет только брюки. При отмене он должен вернуть все товары из чека, а продавец — возместить ему полную сумму. Затем ремень и носки нужно будет оплатить снова.

Возврат. Возможен в течение 14 дней после дня покупки и для товаров, которые подлежат обмену и возврату. Покупатель может вернуть всю сумму в чеке или сделать частичный возврат по эквайрингу. Для этого он предъявляет паспорт или другое удостоверение личности и чек, если он сохранился. Затем покупатель заполняет заявление на возврат в двух экземплярах: указывает дату и стоимость покупки, название товара, причину возврата, данные карты, которую использовал для оплаты. Один экземпляр продавец оставляет у себя, а второй, с отметкой о приёме, возвращает клиенту. После этого выполняется возврат средств.

При эквайринге возможен любой способ безналичной оплаты

Как сделать возврат по эквайрингу: инструкция

Возврат по эквайрингу делают на той же кассе, где оформляли покупку, или на специально выделенной кассе возврата. Например, если клиент купил пальто в сетевом магазине на другом конце города, а вернуть решил в точке возле дома, продавец этого филиала вправе ему отказать.

Вот пошаговая инструкция, как сделать возврат средств по эквайрингу на терминале:

  1. Войти в меню кассы.
  2. Выбрать опцию «Возврат товара».
  3. Приложить к терминалу карту покупателя или смартфон с NFC, которым оплачивали покупку. Это должна быть именно та карта, с которой происходил платёж.
  4. Дождаться, пока программа считает данные.
  5. Ввести в терминале сумму, которая указана в чеке, или её часть, если возвращают часть товаров.
  6. Авторизоваться в системе и подтвердить операцию.
  7. Дождаться печати двух чеков. Один отдать покупателю, второй, с подписью покупателя, оставить на кассе, чтобы потом прикрепить к кассовому отчёту.

Проверить, как прошёл возврат, можно в личном кабинете банка. Если заявку приняли в обработку, значит, всё в порядке. А если банк отклонит операцию, придёт оповещение.

Возврат по интернет-эквайрингу оформляют так же, как возврат через терминал. Только в этом случае покупатель находится удалённо, ему не нужно предъявлять паспорт — данные верифицируются через личный кабинет.

Если клиент платил через СБП, деньги возвращают так же. Для этого клиент обращается с чеком, в котором указаны номер операции и номер телефона, по которому проводили оплату. По этим реквизитам продавец выполняет «обратную операцию», и деньги сразу возвращаются на счёт покупателя.

Возврат денег на карту покупателя при эквайринге: сколько дней занимает

Срок зависит от вида возврата, банка и системы платежей. При отмене операции деньги возвращают в тот же день. Если клиент оплачивал покупку картой и оформляет возврат оплаты по эквайрингу, у банка есть до 30 дней, чтобы вернуть деньги. Но обычно кредитные организации возвращают деньги быстрее — в течение 1–5 дней.

Срок возврата денег зависит от способа расчёта: если покупатель расплачивался картой, он получит средства обратно в течение 30 дней

Юридические аспекты

И у покупателя, и у продавца есть права: вернуть товар или отказать в возврате. Разберёмся, как действовать в разных ситуациях.

  • В соответствии с законом о защите прав потребителей покупатель может вернуть товар и получить за него деньги. Если продавец отказывается возвращать средства, у клиента есть право оспорить платёж.
  • Продавец имеет право отказать покупателю в возврате денег. Это возможно, если у товара надлежащего качества есть следы использования, например грязная подошва, или он относится к перечню невозвратных. Если клиент решил вернуть покупку на 15-й день, продавец также может отказать. Но некоторые компании увеличивают срок возврата до 30, а иногда и до 90 дней.
  • Если у покупателя нет чека, это не повод отказывать в возврате денег. Но продавец может попросить другие доказательства, например:
    • гарантийный талон или другой документ, на котором стоит печать организации;
    • дисконтную карту, данные которой можно проверить в CRM;
    • выписку с банковского счёта покупателя о совершении транзакции и с указанием получателя платежа;
    • показания свидетелей, например друга или супруга, которые были рядом с покупателем в момент покупки.

Если покупатель прав, а продавец отказывается возвращать деньги, потребитель может обратиться в суд. Тогда организации придётся вернуть средства и, возможно, выплатить моральную компенсацию.

Часто задаваемые вопросы

  • Можно ли вернуть деньги наличными, если оплата была безналичным способом?
  • Организация может вернуть деньги покупателю только тем способом, каким была проведена оплата. Если клиент расплатился банковской картой или по СБП, не получится выдать ему наличные. Такая операция будет считаться обналичиванием и нарушением закона №115-ФЗ.

  • Можно ли вернуть деньги на другую карту?
  • Да, по закону покупатель может использовать для возврата карту, отличную от той, которой он расплачивался. Например, если человек потерял пластик или карту заблокировали.

  • Может ли банк отказать в возврате денег по эквайрингу?
  • Если покупатель правильно оформил документы, а продавец верно провёл операцию, банк не имеет права отказать в возврате денег. Отказ может быть по двум причинам: продавец не подтвердил операцию или не приложил чек.

  • Возвращается ли продавцу комиссия за эквайринг, если покупатель вернул товар?
  • Нет, банк не возвращает комиссию за эквайринг. При этом дополнительной комиссии за операцию возврата обычно нет.

Возврат по эквайрингу: главное и советы предпринимателям

Эквайринг — это способ приёма безналичных платежей за товары и услуги. Если покупатель расплачивался банковской картой, при помощи смарт-устройства с NFC или QR-кодом по СБП и возвращает товар, продавец обязан вернуть ему деньги так же — безналичным путём.

  • Покупатель может вернуть товар и получить за него деньги в течение 14 дней, не считая дня покупки. Если клиент обращается за возвратом в этот же день и до закрытия банковской смены, продавец выполняет операцию отмены. Если покупатель хочет сдать товар в другой день, выполняют возврат.
  • Покупатель может вернуть товары с браком, а также те, которые не использовались и не попадают в перечень невозвратных.
  • Продавец вправе отказать клиенту в возврате, если товар был куплен в другом магазине, у него есть следы использования или если покупатель обратился за возвратом позже 15 дней с момента покупки.
  • Срок возврата денег по эквайрингу зависит от способа оплаты, вида возврата, банка, платёжной системы. При отмене покупатель обычно получает средства в этот же день. При оплате картой — до 30 дней. Если покупал через СБП, деньги приходят в течение нескольких минут.
  • Если покупатель потерял карту, которой расплачивался, или её заблокировали, он может оформить возврат на другую карту.
Читайте по теме:
Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(