От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
По закону покупатель — физическое лицо имеет право обменять товар или вернуть за него деньги в течение 14 дней со дня покупки. Рассказываем, что в таком случае делать продавцу, если клиент расплачивался безналичным способом: картой или с помощью смарт-устройства.
Содержание:
Почему возникает необходимость в возврате средств
Как сделать возврат по эквайрингу: инструкция
Возврат денег на карту покупателя при эквайринге: сколько дней занимает
Возврат по эквайрингу: главное и советы предпринимателям
Эквайринг — это приём оплаты за товары или услуги безналичным способом. Покупатель может расплатиться банковской картой через терминал, смартфоном или устройством с NFC по QR-коду Системы быстрых платежей (СБП) или с помощью специальной формы при онлайн-покупках.
В эквайринге участвуют четыре стороны:
Покупатель прикладывает карту, устройство с NFC к терминалу или считывает при помощи смартфона QR-код. Информация о платеже поступает в банк-эквайер продавца. Тот направляет сведения о карте банку-эмитенту. Банк-эмитент проверяет карту на блокировку и платёжеспособность. Если ограничений нет, информация поступает в банк-эквайер и на терминал. Сумма списывается со счёта клиента и поступает в банк-эквайер, а затем на счёт продавца — такая операция называется возмещением по эквайрингу.
Оплата по QR-коду СБП или с помощью устройства с NFC работает по такому же принципу. Если нет проблем с интернет-соединением, весь процесс безналичной оплаты занимает несколько секунд.
Подробно о видах эквайринга и о том, как он работает, рассказали в нашей статье.
Все виды эквайринга для любой сферы бизнеса
Бывает, что продавцу приходится возвращать деньги за товар или услугу, например:
Покупатель может вернуть деньги в день покупки или в течение следующих 14 дней. От того, когда он обратится к продавцу, зависит вид возврата.
Отмена покупки. Это возврат по терминалу эквайринга день в день. Например, клиент купил в магазине брюки, потом прошёлся по другим торговым точкам и нашёл более подходящую модель. Он решил вернуть первую покупку в этот же день. Но при отмене есть ограничения:
Возврат. Возможен в течение 14 дней после дня покупки и для товаров, которые подлежат обмену и возврату. Покупатель может вернуть всю сумму в чеке или сделать частичный возврат по эквайрингу. Для этого он предъявляет паспорт или другое удостоверение личности и чек, если он сохранился. Затем покупатель заполняет заявление на возврат в двух экземплярах: указывает дату и стоимость покупки, название товара, причину возврата, данные карты, которую использовал для оплаты. Один экземпляр продавец оставляет у себя, а второй, с отметкой о приёме, возвращает клиенту. После этого выполняется возврат средств.
При эквайринге возможен любой способ безналичной оплаты
Возврат по эквайрингу делают на той же кассе, где оформляли покупку, или на специально выделенной кассе возврата. Например, если клиент купил пальто в сетевом магазине на другом конце города, а вернуть решил в точке возле дома, продавец этого филиала вправе ему отказать.
Вот пошаговая инструкция, как сделать возврат средств по эквайрингу на терминале:
Проверить, как прошёл возврат, можно в личном кабинете банка. Если заявку приняли в обработку, значит, всё в порядке. А если банк отклонит операцию, придёт оповещение.
Возврат по интернет-эквайрингу оформляют так же, как возврат через терминал. Только в этом случае покупатель находится удалённо, ему не нужно предъявлять паспорт — данные верифицируются через личный кабинет.
Если клиент платил через СБП, деньги возвращают так же. Для этого клиент обращается с чеком, в котором указаны номер операции и номер телефона, по которому проводили оплату. По этим реквизитам продавец выполняет «обратную операцию», и деньги сразу возвращаются на счёт покупателя.
Срок зависит от вида возврата, банка и системы платежей. При отмене операции деньги возвращают в тот же день. Если клиент оплачивал покупку картой и оформляет возврат оплаты по эквайрингу, у банка есть до 30 дней, чтобы вернуть деньги. Но обычно кредитные организации возвращают деньги быстрее — в течение 1–5 дней.
Срок возврата денег зависит от способа расчёта: если покупатель расплачивался картой, он получит средства обратно в течение 30 дней
И у покупателя, и у продавца есть права: вернуть товар или отказать в возврате. Разберёмся, как действовать в разных ситуациях.
Если покупатель прав, а продавец отказывается возвращать деньги, потребитель может обратиться в суд. Тогда организации придётся вернуть средства и, возможно, выплатить моральную компенсацию.
Организация может вернуть деньги покупателю только тем способом, каким была проведена оплата. Если клиент расплатился банковской картой или по СБП, не получится выдать ему наличные. Такая операция будет считаться обналичиванием и нарушением закона №115-ФЗ.
Да, по закону покупатель может использовать для возврата карту, отличную от той, которой он расплачивался. Например, если человек потерял пластик или карту заблокировали.
Если покупатель правильно оформил документы, а продавец верно провёл операцию, банк не имеет права отказать в возврате денег. Отказ может быть по двум причинам: продавец не подтвердил операцию или не приложил чек.
Нет, банк не возвращает комиссию за эквайринг. При этом дополнительной комиссии за операцию возврата обычно нет.
Эквайринг — это способ приёма безналичных платежей за товары и услуги. Если покупатель расплачивался банковской картой, при помощи смарт-устройства с NFC или QR-кодом по СБП и возвращает товар, продавец обязан вернуть ему деньги так же — безналичным путём.
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»