Киберграмотность клиентов банка

Как защититься от мошенников?

«Моя мама перевела «сотрудникам фсб» все свои сбережения, спасая свою репутацию..»

«Коллега взяла несколько кредитов на свое имя, а деньги перевела неизвестным «сотрудникам безопасности банка», защищая счет от «мошенников»…»

«Отец знакомого ушел из дома, продал квартиру и неделю ездил по отделениям банков, снимая и отправляя деньги незнакомым «сотрудникам полиции»…»

«Дочери абитуриенту звонил «сотрудник приемной комиссии ВУЗа», сообщал о высоких шансах поступить на бюджет если она перейдет по ссылке ( ссылка вела на дубликат сайта Госуслуг, а целью звонящего оказалось похищение учетной записи)..»


Каждый, прочитавший эти строки, узнает в них истории своих коллег, знакомых, сюжеты из новостей. Цифровое мошенничество вышло на новый уровень и с развитием технологий мошенники придумывают все более и более изощренные способы обмана, в том числе, с целью получить доступ к вашим личным средствам либо оформить кредит без вашего согласия. Банки постоянно улучшают системы безопасности, но клиентам тоже нужно быть начеку. В этой статье мы разберем основные схемы мошенничества и дадим практические советы, как защитить свои деньги.

Фишинг – одна из основных схем мошенничества

Это самая популярная схема социальной инженерии на сегодняшний день. Социальные инженеры манипулируют вами, чтобы выманить конфиденциальные данные, ваши собственные или те, с которыми вы работаете. Им помогают обычные человеческие слабости: любопытство, доверчивость, страх, жадность, в конце концов. Все зависит от конечной цели.

Другие причины, по которым возникает эта проблема:

Как это работает?

Растерявшись и желая отделаться от неожиданной напасти вы делаете то, чего от вас хотят, - и только потом задумываетесь о произошедшем.


Каналы воздействия

Чтобы увеличить шансы на успех мошенники обращаются к вам сразу по нескольким каналам.

Звонки и смс

Мошенники представляются сотрудниками банка, службы безопасности или даже правоохранительных органов.

Чаще всего они просят:

  • Подтвердить операцию – назвать код из смс, который на самом деле подтверждает перевод денег.
  • Заблокировать карту из-за подозрительных операций – под предлогом защиты просят перевести деньги на «безопасный счет».
  • Обновить данные – заставляют ввести логин, пароль или данные карты на фейковом сайте.
  • Проверить / обновить данные на сайте гос услуги, зайти в свой личный кабинет под любыми предлогами.

Мошенники могут использовать психологическое давление, чтобы заставить вас подписать документы или согласиться на кредит, условия которого вы не понимаете. Это может происходить как в телефонных разговорах, так и в личных встречах.

Поддельные сайты и письма

Мошенники создают поддельные (фишинговые) сайты, похожие на настоящие. Чаще всего на таких сайтах требуется ввести логины и пароли от учетных записей.

Кроме этого там вас подстерегают вредоносные ссылки и баннеры – это может привести к получению вируса или шпионской программы.

Через подобные сайты мошенники могут попытаться получить ваши личные данные (паспорт, СНИЛС, данные банковских карт) и оформить кредит на ваше имя, не уведомляя вас об этом.

Отличия поддельного сайта:

  • url похож на оригинал, но написан с ошибками;
  • сайт визуально похож на оригинал;
  • на сайте есть призыв к вводу персональных данных.

КАРТИНКА сайта

Вредоносное (фишинговое) письмо содержит вложенный файл или ссылку. Вложение заражает компьютер вирусом или устанавливает на него шпиона. Вирусы могут перехватывать смс-коды, пароли и даже управлять банковскими приложениями.

Ссылка ведет на фишинговый сайт, на котором из вас постараются вытянуть как можно больше полезной информации.

Отличия фишингового письма:

  • подозрительный e-mail адрес;
  • в письме есть ссылка для перехода на сайт, url сайта указан с ошибками;
  • акцент на срочность и давление.

КАРТИНКА письма

Как защитить себя

Следите за безопасностью личных данных и счетов

  1. Пароли и документы не отставляйте в открытом доступе, храните в надежно защищенных местах, регулярно меняйте, используйте уникальные и сложные пароли

    Лайфхак по созданию сложного, но запоминающегося пароля:

    • Возьмите строчку стиха/песни, который хорошо знаете и наберите ее русскими буквами на английской раскладке djgjkt ,thtpf cnjzkf – «во поле береза стояла».
    • Сделайте первую букву заглавной и добавьте цифру – например номер дома где живете и любой знак препинания Djgjkt ,thtpf cnjzkf55!

  2. Активируйте уведомления о движении по счетам, чтобы быстро обнаружить подозрительные операции и предотвратить возможные потери.

Проверяйте источники информации, никому не сообщайте коды из смс и пароли

Сотрудник банка никогда не попросит:

  • назвать код из смс;
  • перевести деньги на «безопасный счет»;
  • сообщить CVV-код карты .

Если вам поступил звонок или сообщение от "сотрудника банка", который просит предоставить личные данные, немедленно проверьте информацию, позвонив в банк по официальному номеру.

Если вам предлагают оформить кредит без вашего запроса или под предлогом "специального предложения", будьте осторожны. Всегда лучше обратиться к официальным каналам банка для подтверждения информации.

Проверяйте ссылки и сайты

Официальный сайт банка всегда начинается с https:// и имеет замок в адресной строке.

Не переходите по подозрительным ссылкам из смс или почты, не вводите персональные данные на неизвестных сайтах.

Установите самозапрет на выдачу кредита

С 1 марта 2025 года вступил в силу Закон от 26.02.2024 N 31-ФЗ, предусматривающий возможность установление самозапрета на выдачу кредита физическому лицу. Этот важный шаг в борьбе с мошенничеством позволяет предотвратить оформление кредитов без согласия клиента.

Введение самозапрета на кредитование – важный этап в борьбе с мошенниками, использующими цифровые технологии.

Вы можете воспользоваться двумя видами самозапрета:

  • полный, при котором получение кредитов в принципе невозможно;
  • частичный, при котором вводится запрет только на дистанционное получение кредита. В этом случае кредит можно оформить только при личном присутствии в кредитной организации.

Данный запрет можно оформить через портал Госуслуг, либо обратившись в МФЦ по месту жительства. Снять запрет можно в заявительном порядке теми же способами.

Однако снятие запрета осуществляется через определенное количество дней, что создает дополнительное препятствие для мошенников и позволяет защитить ваши права.


Обратите внимание!

Запрет не распространяется только на ипотечный кредит, автокредит и образовательный кредит, то есть, на квалифицированные виды кредитования, которые получить и так не просто.


Сведения о самозапрете будут содержаться в бюро кредитных историй и любая кредитная организация обязана проверить наличие или отсутствие этих сведений. В случае, если кредит будет оформлен при наличии самозапрета – вы будете освобождены от обязанностей по его уплате.


Вы поняли, что в отношении вас совершены мошеннические действия, что делать?

Немедленно сообщите в банк

Если вы заметили подозрительные операции или получили сомнительные сообщения, обратитесь в службу поддержки вашего банка.

Обратитесь в правоохранительные органы

Если вы стали жертвой мошенничества, важно сообщить об этом в полицию для начала расследования.

Зафиксируйте все контакты и детали происшествия

Это поможет в дальнейшем расследовании и может быть полезно для восстановления ваших прав.

Если мошенники получили доступ к вашей учетной записи на Госуслугах используйте следующий алгоритм действий:

  1. Постарайтесь успокоиться и действуйте с холодной головой.
  2. Восстановите доступ к личному кабинету на «Госуслугах» через функцию восстановления пароля, банк или обращение в центр «Мои документы».
  3. Выйдите из аккаунта в «Госуслугах» со всех устройств, кроме текущего.
  4. Если у вас был задан контрольный вопрос, измените его.
  5. Проверьте последние действия в аккаунте.
  6. Проверьте, взяли ли на вас кредит, и, если это произошло, позвоните в банк или МФО, сообщите о мошенничестве.
  7. Обратитесь в полицию и напишите заявление о мошенничестве. Обязательно получите талон-уведомление.
  8. Защитите аккаунт любым из способов (лучше использовать несколько из них) — двухфакторная аутентификация, электронная подпись, уведомление о входе на e-mail, контрольный вопрос

Если в результате мошеннических действий вас заставляют оформить кредит и даже если вы уже подписали кредитные документы есть способы защитить себя и в этом случае:

Используйте «период охлаждения» для отказа от получения денег по кредиту и право на отказ от кредита.


С 1 сентября 2025 года вступают в силу изменения, касающиеся кредитования:

Введение периода «охлаждения»: заёмщикам будут выдавать деньги только через 4 часа по займам (кредитам) от 50 тыс. до 200 тыс. рублей и через 48 часов при сумме кредита свыше 200 тыс. рублей. Это даст возможность тщательно обдумать решение о получении кредита и снизить риск спонтанных финансовых решений.


Данная возможность позволяет вам обдумать целесообразность оформления кредита и отказаться от получения денег в течение периода «охлаждения» без уплаты штрафов и комиссий, если вы понимаете, что заключаете договор по принуждению третьих лиц.

Чтобы отказаться от получения денег в период охлаждения вам необходимо обратиться в банк одним из удобных способов:

  • написать заявление в отделении банка;
  • позвонить на горячую линию по тел. 8-800-1000-200
  • написать в чат мобильного приложения ПАО КБ «УБРиР»

Как отказаться от полученного кредита по истечении периода охлаждения (до 48 часов)?

Вы имеет право досрочно вернуть всю сумму потребительского кредита или ее часть без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за фактический срок кредитования в течение 14 календарных дней с даты получения потребительского кредита.

Для этого необходимо обратиться в банк с заявлением и направить его любым способом, указанным в кредитном договоре.



Мошенники постоянно придумывают новые схемы, но их объединяет одно – они играют на доверии и спешке. Всегда проверяйте информацию, не поддавайтесь на давление и используйте все возможности защиты. Бдительность – лучшая защита.

Ваша безопасность – в ваших руках!

Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(