От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
Правильная организация бизнеса на начальном этапе поможет избежать простоев, штрафов и лишних расходов. Рассказываем, что обязательно нужно сделать после регистрации ИП (индивидуального предпринимателя), а какие шаги можно пропустить.
Содержание:
Как получить документы ИП после регистрации
План ИП после получения выписки ЕГРИП
Как выбрать систему налогообложения
Придётся ли регистрироваться в СФР и ФОМС
Специалисты Инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) рассматривают пакет документов до трёх рабочих дней. При этом нужно учитывать срок доставки бумаг до налоговой: если подавали через МФЦ или отправляли обычной почтой, ждать придётся дольше.
Документ о регистрации ИП придёт на электронную почту. Дополнительно индивидуальный предприниматель может получить бумажную версию. За ней нужно идти туда, куда подавали документы: в ИФНС или МФЦ.
С 2017 года свидетельство о регистрации ИП с гербовой печатью заменено на выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Этот документ имеет ту же юридическую силу.
После получения выписки ЕГРИП предпринимателю нужно выполнить ещё несколько действий, чтобы бизнес мог начать работать.
Собрали для вас чек-лист, чтобы вы ничего не упустили.
Предпринимателям доступно шесть налоговых режимов. Рассказываем о каждом из них подробнее.
Выбор общей системы налогообложения выгоден тем, кто планирует продавать импортные товары: ОСНО позволяет получать вычеты по НДС. Также система подходит предпринимателям, работающим с большим количеством контрагентов на общем режиме. Партнёры на ОСНО могут отказаться сотрудничества с ИП на УСН из-за того, что без вычетов им невыгодно работать.
На ОСНО большая налоговая нагрузка: нужно будет платить НДС, НДФЛ и налог на имущество. Ещё ИП на общем режиме сложнее вести бухгалтерский и налоговый учёт.
С 1 января 2025 года действует прогрессивная шкала ставок НДФЛ — п. 1 ст. 224 НК РФ:
Предприниматель получает общую систему «по умолчанию». Если нет необходимости её изменить, никаких документов подавать не потребуется.
Упрощённый режим универсальнее и часто выгоднее: платить придётся только 6% от дохода или 15% от дохода за вычетом расходов. На «упрощёнке» могут работать предприниматели со штатом сотрудников до 130 человек и доходом до 450 млн рублей в год.
Важно: с 2025 года ИП на УСН должны платить также НДС от 0 до 20%. От уплаты НДС освобождены:
УСН подходит для большинства видов деятельности, но есть исключения: производство алкогольной и табачной продукции, ювелирных изделий.
Подать заявление на «упрощёнку» после регистрации ИП лучше в течение месяца, тогда переход состоится сразу. Если подадите позже, платить налоги по УСН можно будет только с начала следующего года.
Это специальный экспериментальный налоговый режим, который действует до 31 декабря 2027 года. В 2025 году АУСН работает в большинстве регионов РФ. Полный список можно посмотреть на сайте АУСН ФНС РФ.
На АУСН предпринимателю не нужно самостоятельно считать суммы по всем налогам, уплачивать взносы, сдавать декларации и готовить отчётность. Налоговая сама рассчитывает и присылает налог к уплате (8 или 20%) на основе банковских данных. Расчёт по упрощённой системе происходит каждый месяц.
Применять АУСН могут не все предприниматели: режим доступен ИП, у которых не больше пяти работников, а доходы в год — до 60 млн рублей.
Подробный разбор этого налогового режима доступен в статье «Что важно знать об АУСН».
Налоговая ставка для патентной системы равна 6% от предполагаемого годового дохода. Каждый регион устанавливает этот показатель самостоятельно. Патент оплачивается авансом.
Перейти на ПСН могут предприниматели, которые соответствуют трём условиям:
На сайте ФНС можно рассчитать стоимость патента и понять, насколько она будет выгодна.
Отправить в ИФНС заявление о переходе на патент можно в любой момент. Платить налоги по-новому можно будет через 10 рабочих дней.
Такая система подходит только для производителей сельскохозяйственной продукции и предпринимателей, занятых в лесном хозяйстве. Ставка налога зависит от региона, максимально — 6% от дохода за вычетом расходов. Например, в Свердловской области ИП на ЕСХН платят 5%, в Кемеровской — 4%, а в Московской не платят вообще.
Размер ставки в регионе также может быть разным и зависит от статуса налогоплательщика, сферы деятельности бизнеса и других условий. Источник:
Перейти на эту систему можно в течение 30 дней после регистрации ИП или позже, но до конца года придётся платить налоги по ОСНО.
Актуальный разбор этого налогового режима доступен в статье «Изменения ЕСХН в 2025 году».
Предприниматель может платить налог на профессиональный доход 4–6% и не подавать отчётность, если:
Чтобы перейти на НПД, нужно зарегистрироваться в приложении для самозанятых и уведомить об этом налоговую. Подать уведомление можно через личный кабинет ИП, Госуслуги или в филиале ИФНС.
Иногда самозанятые физлица меняют статус, чтобы не терять клиентов, которые хотят платить на расчётный счёт или работать только с ИП. В этом случае можно остаться на НПД после регистрации ИП. Никаких дополнительных заявлений подавать не придётся. При регистрации ИП ИФНС увидит, что предприниматель уже платит НПД, и сохранит этот налоговый режим.
ИП платит взносы за себя и персонал в два фонда:
В обязанности ИП после регистрации не входит отправка заявлений в ФОМС и СФР. Налоговая служба автоматически передаст туда данные. Останется только своевременно платить взносы.
Самостоятельно встать на учёт в СФР требуется только в одном случае: если ИП заключает с физлицом договор ГПХ (гражданско-правового характера), предусматривающий оплату страховых взносов на травматизм. Передать заявление о регистрации в Социальный фонд России можно в региональном отделении СФР или через Госуслуги.
Заказывать печать после регистрации ИП необязательно. Ни в одном документе не установлена обязанность предпринимателя иметь печать, а значит, за её отсутствие не предусмотрено никаких санкций.
Печать может пригодиться:
При отсутствии печати трудовые книжки, заявления, приказы, чеки и другие документы заверяют подписью.
Если всё-таки решили заказать печать, лучше придерживаться общепринятых требований к ней: сделать оттиск круглым, разместить на нём Ф. И. О., адрес, ИНН и ОГРНИП (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя).
Регистрировать печать в ФНС не нужно.
В обязанности ИП после регистрации не входит открытие расчётного счёта (РС). Его можно завести позже или не открывать совсем. При этом у предпринимателя, работающего без расчётно-кассового обслуживания (РКО), есть много ограничений:
У предпринимателей с открытым расчётным счётом таких проблем не возникает. К минусам РКО можно отнести только расходы на его обслуживание. Но они окупаются за счёт выгодного сотрудничества с крупными компаниями, договоров на крупные суммы и возможностей для развития.
Чтобы не терять время, можно сделать всё одновременно в банке УБРиР. Специалисты бесплатно откроют расчётный счёт ещё на этапе регистрации бизнеса, помогут подготовить все необходимые документы и направят их в налоговую.
Условия для всех видов бизнеса
Главное, что нужно сделать после регистрации ИП, — узнать, нужна ли бизнесу касса. Если да, как можно скорее заключить договор с оператором фискальных данных и зарегистрировать кассу в ФНС.
Раньше предприниматель сам решал, нужна ему ККТ (контрольно-кассовая техника) или нет. С 1 июля 2021 года онлайн-касса должна быть у всех ИП.
Обязанность применять кассу наступает:
Некоторые категории ИП освобождены от применения кассовой техники:
Полный список лиц, которые могут работать без ККТ, есть в Федеральном законе №54-ФЗ.
С 1 сентября 2025 года стали доступны два новых способа подачи заявления на регистрацию ККТ: через портал «Госуслуги» и через производителя кассового аппарата.
Предпринимателю, работающему без кассы, ИФНС могут выписать предупреждение или штраф не менее 10 000 рублей. При повторном нарушении ИП грозит приостановка деятельности на срок до трёх месяцев.
Важно: с 1 сентября 2025 года ИП необходимо обновить ПО на кассе. Это связано с изменениями в формате фискальных данных (ФФД), которые вступают в силу в этот период (приказ ФНС от 26.03.2025 № ЕД-7-20/236@). Нововведения затронут в первую очередь тех, кто работает с маркированными и подакцизными товарами.
Нанимать персонал можно сразу после регистрации ИП. Для найма сотрудника необходимо:
Анкетные данные сотрудника нужно передать в СФР в течение трёх рабочих дней после заключения трудового договора.
Свидетельство о регистрации ИП больше не выдают, вместо него на электронную почту присылают выписку из ЕГРИП.
Если есть необходимость, изменить систему налогообложения с общей на упрощённую, патентную, ЕСХН или НПД. Затем открыть счёт в банке, купить или арендовать кассу и зарегистрировать её в ФНС. Заказывать печать необязательно.
Сведения о себе никуда сообщать не придётся, ИФНС сделает это без участия предпринимателя. Впоследствии потребуется только передавать данные трудоустроенных сотрудников в Социальный фонд России.
Главное — не откладывать эти шаги надолго. Правильный старт избавит от штрафов и проблем в будущем. А выбор надёжного банковского партнёра поможет автоматизировать рутину и сосредоточиться на развитии бизнеса.
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»