Изменения в законе о защите прав потребителей с 1 сентября 2025 года

Изменения в законе о защите прав потребителей с 1 сентября 2025 года

Закон о защите прав потребителей регулярно обновляется. В 2025 году были приняты поправки, которые коснутся всех участников рынка: покупателей, маркетплейсов, онлайн-магазинов, производителей и продавцов мобильных приложений. В статье рассказали, какие новые правила начнут действовать в сентябре 2025 года и как это повлияет на бизнес.

Содержание:

Права потребителей: что изменилось в 2025 году

Обязанности продавцов и производителей в 2025 году

Основные изменения 2025 года: кратко

Ведите бухучёт и отчётность в одной системе

С сервисом Saby от УБРиР вы сэкономите время на подготовку документов и обмен ими с контрагентами

Подключить Saby
Ведите бухучёт и отчётность в одной системе

Права потребителей: что изменилось в 2025 году

В 2025 году были приняты несколько федеральных законов, которые вносят изменения в закон «О защите прав потребителей»:

Навязывание дополнительных товаров и услуг до заключения договора

С 1 сентября 2025 года компании и предприниматели не смогут включать в договор дополнительные товары и услуги без отдельного, подтверждённого согласия потребителя.

Например, у вас своя онлайн-школа по обучению графическому дизайну, и вы хотите, помимо основной программы, также продавать мини-курсы.

Начальный курс по графическому дизайну продаётся только при оплате дополнительного мини-курса

Если вы готовы приобрести дополнительный мини-курс вместе с начальным курсом по графическому дизайну, заполните форму согласия

Первый вариант незаконен: покупатель может заказать основной товар или услугу без каких-либо доплат. Чтобы включить дополнительные услуги в основной товар, вы должны получить письменное согласие покупателя.

Выполнение дополнительных платных работ без согласия потребителя

В договоре с потребителем важно чётко закрепить характер, объём и стоимость. Даже если в процессе окажется, что необходимы дополнительные работы или услуги, выполнить их можно будет только с письменного согласия клиента.

Например, клиент заказал у строительной бригады оклейку стен обоями. Чтобы выполнить работу качественно, бригадир принял решение сначала выровнять стены. Однако сделал это без ведома заказчика и включил плату за услугу в акт выполненных работ. В этом случае заказчик не обязан оплачивать дополнительные работы по выравниванию стен, так как они были сделаны без его согласия.

Оформление согласия за потребителя

Теперь компании не имеют права проставлять галочки «по умолчанию», включать скрытые подписки, страховки — это будет считаться нарушением закона. Все дополнительные услуги должны быть подтверждены потребителем отдельно и осознанно.

Если компания не сможет доказать, что потребитель дал согласие, услугу признают навязанной. Продавец должен будет вернуть деньги, а также может получить штраф по п. 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 2 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 20 до 40 тысяч рублей.

Право потребителя отказаться от оплаты навязанных дополнительных товаров и услуг

Потребитель вправе отказаться от оплаты дополнительных товаров или услуг, если он не давал согласия на их приобретение. Он может потребовать от продавца вернуть деньги, если товары или услуги были оплачены. В этом случае продавец обязан вернуть сумму в течение трёх рабочих дней с момента получения требования.

Право потребителей на установку и обновление программ при использовании технически сложных товаров

7 июля 2025 года подписан, а с 1 сентября 2025 года вступил в силу Федеральный закон №194-ФЗ, который вносит изменения в закон «О защите прав потребителей», направленные на защиту прав пользователей технически сложных устройств с предустановленным программным обеспечением. Например, это смартфоны и планшеты, ноутбуки и компьютеры, смарт-телевизоры и другие гаджеты.

Рассказываем, какие изменения внёс новый закон и что это даёт пользователям:

Свободу выбора приложений. По новому закону запрещается ограничивать возможность установки программ через единый магазин приложений RuStore. У пользователей должно быть право беспрепятственно искать и устанавливать любые приложения.

Полноценное использование функционала приложений. Это означает, что пользователи должны иметь возможность свободно обновлять и настраивать приложения из российского магазина RuStore. Производители не могут мешать управлению настройками программ.

Свободу выбора способов оплаты. Пользователи могут выбирать любые способы оплаты в магазине приложений. Производителям запрещается навязывать конкретные платёжные системы. Любой вид эквайринга вы можете подключить в УБРиР.

При оплате приложений пользователю должны быть доступны любые способы оплаты

Обязанности продавцов и производителей в 2025 году

В законе о защите прав потребителей закреплены обязанности продавцов и производителей по отношению к покупателям:

Продавцы обязаны:

  • предоставлять полную и достоверную информацию о товарах, работах и услугах;
  • продавать товары по цене, указанной в ценнике;
  • предоставлять документы, которые подтвердят безопасность и качество товара или услуги;
  • возмещать убытки и ущерб, если вина продавца доказана;
  • принимать товары, от которых отказываются при получении или которые возвращают позднее;
  • отвечать на жалобы потребителей;
  • не навязывать дополнительные платные товары и услуги.

Планируемые изменения

Обязанность обеспечить возможность возврата денег через цифровую платформу. В 2025 году принят Федеральный закон от 31.07.2025 №290-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон касается деятельности посреднических цифровых платформ (ПЦП), например маркетплейсов, сервисов заказа еды, товаров и услуг. Документ подписан Советом Федерации, но ещё не вступил в законную силу.

Если потребитель обнаружил недостатки в товаре или услуге, которую приобрёл через ПЦП, он вправе потребовать возврата средств. При этом оператор платформы обязан обеспечить техническую возможность предъявления таких требований непосредственно на платформе.

Пошаговая инструкция, как вернуть товар через посредническую платформу.

Если вы хотите вернуть деньги за товар, вы можете оставить заявку на платформе маркетплейса

Кроме того, если покупатель получил товар с помощью логистической службы оператора ПЦП, например маркетплейса, он должен иметь возможность вернуть его тем же способом.

Предоставление информации о сертификатах на продукцию на маркетплейсах. В 2025 году принят Федеральный закон от 28.12.2024 №546-ФЗ «О внесении изменений в статьи 10 и 26-1 Закона Российской Федерации „О защите прав потребителей“». Документ вносит поправки в закон о защите прав потребителей: с 1 сентября 2026 года продавцы (владельцы маркетплейсов) будут обязаны размещать рядом с карточками товаров ссылки на открытый госреестр выданных сертификатов качества или зарегистрированных деклараций о соответствии.

Правило не будет распространяться на товары, бывшие в употреблении, а также на случаи, когда договор купли-продажи заключается в торговом объекте, где у потребителя есть возможность ознакомиться с информацией о соответствии.

Основные изменения 2025 года: кратко

Чтобы вам было удобнее ориентироваться, собрали основные изменения в законе о защите прав потребителей, которые появились в 2025 году.

ЗаконИзменениеВ чём заключается
№69-ФЗ
Изменения вступят
в силу с 01.09.2025
Запрет навязывания товаров и услугПродавцы не имеют права включать
в договор платные дополнительные
товары или услуги
без согласия покупателя
Запрет выполнения дополнительных
платных работ без согласия потребителя
Для выполнения таких работ
продавец обязан получить
письменное согласие покупателя
Получение отдельного согласия
потребителя на дополнительные
работы и услуги
Продавцы не могут оформлять
согласие за потребителя
— проставлять галочки
или включать скрытые подписки
Право потребителя отказаться
от оплаты навязанных
дополнительных услуг
Покупатель имеет право
не оплачивать дополнительные
товары и услуги,
если не давал на них согласия
№194-ФЗ
Изменения вступят в силу
с 01.09.2025
Свобода выбора приложенийПотребитель имеет право свободно
устанавливать любые приложения
и программы
Полноценное использование
функционала приложений
У пользователей должна быть
возможность свободно обновлять
и настраивать приложения из RuStore
Свобода выбора способов оплатыПроизводители приложений
не имеют права навязывать
конкретные платёжные системы
Принимайте платежи любым удобным способом

Подключите эквайринг в УБРиР

Узнать условия
Принимайте платежи любым удобным способом
Читайте по теме:
Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(